Тинькофф Бизнес [CPS] RU

На стороне Ваших интересов!

Текущая редакция ст. 12.35 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, или нарушение установленного порядка применения предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, - (Абзац в редакции, введенной в действие с 19 июня 2015 года Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 143-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц - двадцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 августа 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ.

Комментарий к статье 12.35 КоАП РФ

1. Объектами данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в связи с защитой прав и законных интересов участников дорожного движения.

2. В диспозиции комментируемой статьи не перечисляются меры, применение которых можно квалифицировать как незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию. Из содержания статьи следует, что эти меры по ограничению определенных действий могут быть предусмотрены только федеральным законом.

3. Конкретные противоправные действия граждан и должностных лиц (субъектов правонарушения), которые образуют состав данного административного деликта, различны. Ответственность граждан (не являющихся субъектами правоприменения) может наступить в случае, когда с их стороны будут предприняты меры по незаконному ограничению прав на управление транспортным средством (например: перекрытие проезжей части группой граждан; заблокирование транспортного средства, припаркованного в установленном порядке, при помощи различных приспособлений и др.). Меры, которые разрешается применять должностным лицом в отношении водителей транспортных средств, содержатся в главе 27 настоящего Кодекса (задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации со снятием номерных знаков, отстранения водителя от управления и др.). Принятие иных, не предусмотренных Кодексом мер образует состав административного правонарушения.

4. Вместе с тем содержание комментируемой статьи не вполне отвечает юридико-техническим требованиям. Представляется, что меры, которые запрещается применять в отношении водителей транспортных средств, нуждаются в детальной конкретизации в целях избежания их субъективного толкования.

5. Субъектами правонарушения являются граждане и должностные лица.

6. Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом.

7. Дела о комментируемых правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).

8. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором (ст. 28.4).

Комментарий к статье 12.35 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения по обеспечению безопасности дорожного движения.

Объективная сторона характеризуется активными действиями специального субъекта. Сущность объективной стороны рассматриваемого деяния сводится к применению в отношении участников дорожного движения не санкционированных государством мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию. Наиболее распространенным случаем реализации рассматриваемого деяния является незаконное изъятие или удержание транспортного средства, а также изъятие документов как на транспортное средство, так и документов водителя, подтверждающих право управления транспортным средством.

2. Субъектом ответственности выступает исключительно должностное лицо, причем в данном случае речь идет о служащих специально-уполномоченных органов государственной власти, в обязанности которых вменяется обеспечение безопасности дорожного движения. как правило, в качестве субъекта данного правонарушения выступают должностные лица автоинспекций (ГИБДД, ВАИ), что не исключает возможности привлечения к ответственности и иных субъектов. Основной формой вины, характеризующей субъективную сторону рассматриваемого деяния, выступает прямой умысел.

Другой комментарий к статье 12.35 КоАП РФ

1. Объект правонарушения - правила дорожного движения, право на управление транспортным средством и его эксплуатацию. Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются истечение срока действия водительского удостоверения, ухудшение здоровья водителя, подтвержденное медицинским заключением, лишение права на управление транспортными средствами.

Меры, осуществление которых должностными лицами влечет за собой ограничение прав участников дорожного движения на управление, пользование транспортным средством, предусмотрены Законом РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (с изм. от 8 июня 2006 г. N 80), Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (с изм. от 22 августа 2004 г.).

По смыслу п. 2 ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ограничение прав на управление транспортным средством может быть обусловлено и совершением правонарушений, виды которых устанавливаются федеральным законом. Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются:

- истечение установленного срока действия водительского удостоверения;

- ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением;

- лишение права на управление транспортными средствами.

Согласно ст. 27 - 28 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изм. от 30 декабря 2004 г.) <119> военнослужащие внутренних войск имеют право применять специальные средства для остановки транспортных средств, водители которых не выполнили законные требования сотрудников милиции или военнослужащих внутренних войск остановиться.

-------------------------------- <119> СЗ РФ. 1997. N 6. Ст. 711; 2000. N 26. Ст. 2730, N 46. Ст. 4537; 2002. N 19. Ст. 1794; 2003. N 2. Ст. 164, N 27. Ст. 2700.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в незаконном ограничении права на управление транспортным средством и его эксплуатацию. Незаконным ограничением права на управление транспортным средством признается запрет управлять транспортным средством и использовать его по назначению в случаях, не предусмотренных законом.

3. Субъектом данного правонарушения может быть специальный субъект - должностное лицо.

Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, или нарушение установленного порядка применения предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию,-

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати тысяч рублей.

1. Меры, осуществление которых должностными лицами влечет за собой ограничение прав участников дорожного движения на управление, пользование транспортным средством, предусмотрены Законом РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации".

По смыслу п. 2 ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ограничение прав на управление транспортным средством может быть обусловлено и совершением правонарушений, виды которых устанавливаются федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются:

В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 13 марта 1998 г. перечень оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, установленный п. 1 ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", является исчерпывающим.

Согласно ст. 27 - 28 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" военнослужащие внутренних войск имеют право применять специальные средства для остановки транспортных средств, водители которых не выполнили законные требования сотрудников милиции или военнослужащих внутренних войск остановиться.

Военнослужащие внутренних войск имеют право применять оружие для остановки транспортного средства в условиях режима чрезвычайного положения путем повреждения транспортного средства, если водитель отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников милиции или военнослужащих внутренних войск.

В соответствии со ст. 29 вышеуказанного Федерального закона боевая и специальная техника, состоящая на вооружении внутренних войск, применяется для остановки транспортного средства в условиях режима чрезвычайного положения, если водитель отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников милиции или военнослужащих внутренних войск.

О временном изъятии транспортных средств и об их досмотре в условиях чрезвычайного положения см. соответственно абз. 1 п. 3 и абз. 1 п. 4 комментария к ст. 20.5.

Ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра возможны в условиях военного положения (см. подп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении"). О легитимном ограничении прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию в случаях, предусмотренных законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации", а также при исполнении военно-транспортных мобилизационных обязанностей см. п. 2 комментария к ст. 18.2, комментарии к ст. 18.4 (применительно к ограничениям в условиях пограничного режима), к ст. 19.25.

2. Права собственника на управление, пользование транспортным средством могут быть ограничены при принудительном изъятии у собственника имущества в случаях реквизиции, конфискации имущества, а также в иных случаях, исчерпывающий перечень которых предусмотрен п. 2 ст. 235 ГК.

Ограничение указанных прав является следствием применения к владельцам и водителям транспортных средств мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: досмотра транспортного средства (ст. 27.9 КоАП), отстранения от управления транспортным средством и медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 27.12 КоАП), задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации (ст. 27.13 КоАП), ареста транспортного средства (ст. 27.14 КоАП).

Согласно ст. 11 Закона РФ "О милиции" должностные лица милиции вправе:

- временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий;

- запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, а также транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности; останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а также документы на транспортные средства и перевозимые грузы; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов; производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях; отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности.

3. Применительно к отношениям, существовавшим до введения в действие КоАП, решением Верховного Суда РФ от 2 декабря 1999 г. N ГКПИ 99-689 было установлено, что изъятие водительского удостоверения является мерой обеспечения производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и может применяться только до уплаты водителем штрафа. Ограничения прав граждан на управление транспортными средствами в этот период не происходит, поскольку до уплаты штрафа (в том числе при удержании штрафа в принудительном порядке) право на управление транспортными средствами подтверждается временным разрешением.

4. Порядок осуществления мер по ограничению рассматриваемых прав участников дорожного движения определяется подзаконным актом в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом, устанавливающим данные ограничения прав. В частности, согласно ч. 5 ст. 27.13 КоАП задержание транспортного средства, помещение его на стоянку, хранение, а также запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.

Ограничение рассматриваемых прав участников дорожного движения по основаниям, не предусмотренным федеральным законом, либо осуществление указанных мер гражданами, должностными лицами в нарушение порядка, установленного подзаконным актом, квалифицируется в качестве рассматриваемого административного правонарушения.

5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями.

Дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не требующих проведения административного расследования, - мировыми судьями (ср. ч. 1, абз. 2 и 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП).

Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, -

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

Комментарий к статье 12.35

1. Меры, осуществление которых должностными лицами влечет за собой ограничение прав участников дорожного движения на управление, пользование транспортным средством, предусмотрены Законом РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции», Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации».

По смыслу п. 2 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ограничение прав на управление транспортным средством может быть обусловлено и совершением правонарушений, виды которых устанавливаются федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются:

В соответствии с решением Верховного Суда РФ от 13 марта 1998 г. перечень оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, установленный п. 1 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», является исчерпывающим.

Согласно ст. 27 — 28 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» военнослужащие внутренних войск имеют право применять специальные средства для остановки транспортных средств, водители которых не выполнили законные требования сотрудников милиции или военнослужащих внутренних войск остановиться.

Ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра возможны в условиях военного положения (см. подп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении»). О легитимном ограничении прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию в случаях, предусмотренных законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации», а также при исполнении военно-транспортных мобилизационных обязанностей см. п. 2 комментария к ст. 18.2, комментарии к ст. 18.4 (применительно к ограничениям в условиях пограничного режима), к ст. 19.25.

Согласно ст. 11 Закона РФ «О милиции» должностные лица милиции вправе:

Дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не требующих проведения административного расследования, — мировыми судьями (ср. ч. 1, абз. 2 и 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП).

Линия юридической защиты не может быть построена без анализа обстоятельств, документов и судебной практики. Поэтому, если вы хотите решить свои проблемы, запишитесь к нам на консультацию.
Наш специалист свяжется с Вами в течение 15 минут.