Тинькофф Бизнес [CPS] RU

На стороне Ваших интересов!

Уважаемые автолюбители, наверняка большинство из вас не знает, что нельзя просто так взять, и остановить ваш автомобиль. Сегодня хотелось бы рассмотреть все законные причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2018 в РФ. Согласно пункту 63 Приказа МВД России от 02.03.2009 года № 185 сотрудник ГИБДД может остановить ваше транспортное средство только на основании нижеприведенных причин.

Причины для остановки ТС сотрудниками ГАИ в 2018 году:

Вас могут остановить в том случае, если инспектор смог установить визуально или зафиксировать при помощи специальных технических средств признаки нарушения в области обеспечения безопасности дорожного движения. Другими словами, если вы, к примеру, совершили обгон там, где это запрещено, то вы подвергли опасности не только себя, но и других участников движения. Соответственно увидев это, или зафиксировав при помощи камеры или радара, сотрудник ГИБДД имеет право остановить вас.

Наличие данных, которые могли бы свидетельствовать о том, что водитель или пассажир(ы) причастен к ДТП, преступлению или административному правонарушению. Такие данные могут быть представлены в виде ориентировки или информации дежурного, так же это могут быть свидетельские показания других участников дорожного движения или визуально зафиксированные обстоятельства.

Наличие каких-либо данных, которые могут доказывать тот факт, что автомобиль находится в угоне или в розыске. Данными являются все те же ориентировки или любая информация.

Так же остановка может производиться в том случае, если вы являетесь свидетелем аварии или совершенного преступления. Вас попросят дать показания, так как вы очевидец.

Необходимо привлечь понятого, а оно, как нам известно, должно быть незаинтересованным лицом.

Для выполнения распорядительно – регулировочных действия.

Необходимость предоставить свое транспортное средство врачам или сотрудникам ГИБДД.

Также вас могут остановить для того, чтобы вы помогли оказать помощь пострадавшим или сотрудникам полиции.

Проведение специальных мероприятий, которые должны исполняться на основании распорядительных актов. Делается это для проверки ваших автомобилей на наличие в них запрещенных грузов или людей, которые находятся в розыске.

Если причина остановки - проверка документов, то она должна обязательно осуществляться исключительно на посту ДПС.

Абзац 10 пункта 63 Приказа МВД:

Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Если сотрудник ГИБДД остановил вас для проверки документов не озвучивая причину (нарушение ПДД, необходимость в понятом и т.д.), то вы можете отказаться предоставлять документы вне поста. Причины остановки ТС сотрудниками ДПС вне стационарного поста в 2018 году только те, что мы указали выше. Конечно, бывают и такие сотрудники, которые под предлогом ориентировки будут просить ваши документы для проверки не на стационарном посту. Но в таком случае вы можете изначально попросить данную ориентировку для ознакомления и если он ее не предоставит, то вы имеете право не представлять документы на проверку. Когда инспектор будет подавать вам жест для остановки, он обязан указать конкретное место, при этом данный участок дороги не должен запрещать остановку.

Пункт 65 Приказа МВД:

При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Пункт 66 Приказа МВД:

Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения. (в ред. Приказа МВД России от 13.08.2012 N 780)

В том случае, если ваш автомобиль потребовался сотруднику полиции, то он обязан вам сообщить цель и маршрут, при этом водителем остаетесь вы. Для погони за лицами, которые совершили какое-либо нарушение, инспектор обязан использовать свой служебный автомобиль.

Пункт 68 Приказа МВД:

При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования.

Управление используемым транспортным средством осуществляется самим водителем при отсутствии необходимости его отстранения от управления транспортным средством (пункт 126 настоящего Административного регламента).

Сотрудник, воспользовавшийся транспортным средством, по просьбе водителя выдает ему справку или делает запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования подразделения

. (в ред. Приказа МВД России от 03.10.2014 N 857)

Также может быть осуществлена принудительная остановка автомобиля. Для этого применяются следующие средства:

Специальные средства принудительной остановки в случае наступления опасности. Такими средствами являются дубинки, газовые баллончики, пистолеты, электрошокер и пр.

Специальные сигналы (светофоры, регулировщик) для ограничения или запрета движения.

Перекрытие движения при помощи патрульной машины с включенными световыми сигналами.

В том случае, если грозит реальная опасность (водитель совершил преступление или в целях самообороны), то автомобиль может быть остановлен при помощи огнестрельного оружия.

Пожалуй это все основания остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2018 году, но мне очень хотелось бы рассказать вам еще об одном нюансе. Ранее было популярно скрытое патрулирование, когда автомобиль используется без специальной окраски, но при этом водитель одет в штатную форму. Отныне все изменилось. Теперь скрытое патрулирование запрещено.

Пункт 73 Приказа МВД:

Преследование осуществляется на патрульном автомобиле с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами. При этом требование об остановке подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем). В случае необходимости и при наличии возможности осуществляется (с использованием громкоговорящего устройства) информирование других участников дорожного движения о повышенной внимательности и соблюдении мер предосторожности.

Напоследок хочу напомнить вам, что на основании пункта 21 Приказа МВД, инспектор обязан подходить к вам после остановки транспортного средства, исключительно со стороны водителя, если нет каких-либо объективных обстоятельств, которые могли бы помешать этому. Затем, согласно абзацу 1 пункта 20 Приказа МВД, представиться, сообщить фамилию должность и звание, а только потом причину остановки.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА СОТРУДНИКАМИ ГИБДД

Основания для остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД полностью описаны в Приказе МВД от 2 марта 2009 г. N 185. Начитавшись разной сомнительной литературы в интернете юный (а иногда и не очень) неискушенный водитель частенько искренне думает, что сотрудники ГИБДД его не могут остановить иначе как на стационарном посту, поклониться и предъявить основания для остановки транспортного средства. Причем, некоторые и вовсе уверены, что останавливать могут только полосатым жезлом.

Новый закон «О полиции», который 1 марта 2011 года вступил в законную силу нам говорит что:

Статья 13. Права полиции

1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

20) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы,

Итак, сотрудник ГИБДД остановить вас, конечно же, может и в чистом поле и на посту и даже за километр до поста, причем, останавливать могут разве что не ногой… шучу конечно, ногой остановить не могут - могут рукой. Все в том же Приказе МВД от 2 марта 2009 г. N 185 есть по предметный список средств для остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД:

64. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.

При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

И конечно же для остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД должны быть основания, все они перечислены в п. 63 (в ред. Приказа МВД РФ от 31.12.2009 N 1023)

Остановка транспортного средства

63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:

  • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
  • наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  • выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  • необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
  • необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
  • проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;

    проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

82. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, за исключением документов на перевозимый груз, являются выявление нарушения правил дорожного движения, ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, осуществление контрольных мероприятий на стационарном посту ДПС.

Обратите внимание на последний пункт 63 статьи, это как раз то основание, по которому ваше транспортное средство не может быть остановлено сотрудниками ГИБДД нигде кроме как на стационарном посту ДПС. Причем, в соответствии с п. 67 Приказа МВД N 185 сотрудник ГИБДД должен сообщить основания для остановки транспортного средства:

67. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 20 настоящего Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого - разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации (Статьи 25.6, 25.7 Кодекса)

Но бывает и так: Не остановился случайно (действительно не заметил, не успел...). Или темный лес, один в машине и без видимых оснований для остановки транспортного средства вас тормозят сотрудники ГИБДД. Водитель, прочитав все выше написанное и решив, что т.к. он ничего не нарушил и останавливать ему не зачем. И вообще он уже все знает, 185 наизусть выучил. Да не все так просто. Крайне не рекомендую не останавливаться по требованию сотрудника ГИБДД. Ситуации бывают разные, и я постоянно пишу, что не надо вступать в конфликт с сотрудником полиции. Это Регламент есть внутренний документ МВД, ни права ни обязанности водителей он не регламентирует. А вот в ПДД четко сказано (п 2.1.1), какие документы водитель обязан иметь и предъявлять по требованию сотрудника милиции. Кроме того, есть закон "О полиции". В случае не остановки вас все равно «догонят» и тут уже придется очень долго объяснять, что вы ничего не нарушили.

72. В случаях невыполнения водителем транспортного средства требования сотрудника об остановке;

визуальном установлении признаков преступления, административного правонарушения при отсутствии возможности своевременной подачи сигнала об остановке транспортного средства; получения информации о совершении водителем транспортного средства преступления, административного правонарушения от другого наряда сотрудников органов внутренних дел, участника дорожного движения; получения указания от дежурного, руководителя подразделения о необходимости остановки транспортного средства в зависимости от конкретной обстановки сотрудником могут быть приняты меры по: передаче информации дежурному, другому наряду сотрудников; преследованию и (или) принудительной остановке транспортного средства. (Приказ МВД от 2 марта 2009 г. N 185)

А останавливать могут и с применением специальных средств вплоть по применения оружия:

для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

(ст. 21 «Закон о Полиции»)

Разрешение применения оружия для других целей (статья 23, часть 3 «Закон о Полиции»):

Для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

Ну а если ситуация все же кажется подозрительной и приняли решение не останавливаться, езжайте к ближайшему посту ГИБДД и говорите, что какие-то неизвестные люди вас пытались остановить и вам показалось что это не сотрудники полиции. И не забывайте, что сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (Ст. 18 Закон о Полиции)

На дороге каждый решает за себя, остановиться или нет, ругаться с инспектором (по сути, мелочиться) или составив протокол, потом цивилизованно обжаловать действия инспектора, в случае если основания для остановки транспортного средства у сотрудников ГИБДД не было.

Согласно пункту 63 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (приложение к приказу МВД РФ от 02 марта 2009 года № 185, основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:

  • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
  • наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  • выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  • необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 Административного регламента);
  • необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
  • проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Кроме того, в соответствии с пунктом 16.2 "Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденном приказом МВД РФ от 07 декабря 2000 года № 1240 (ред. от 19 февраля 2007 года) "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору", основаниями для остановки транспортных средств для контроля за конструкцией и техническим состоянием при осуществлении надзора за дорожным движением являются:

  • отсутствие в правом нижнем углу ветрового стекла автомобиля действующего талона о прохождении государственного технического осмотра;
  • наличие в предусмотренных местах транспортных средств нестандартных, нечитаемых или установленных с нарушениями требований Правил дорожного движения Российской Федерации государственных регистрационных знаков, а равно их отсутствие;
  • наличие неисправностей и условий, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации и Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

С 20 октября 2017 года указанный выше приказ МВД РФ от 02 марта 2009 года № 185 утратил силу и вместо него вступил в силу приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 664, которым утвержден Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 84 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 664, основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:

84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.

84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.

84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.

84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.

84.6. Необходимость использования транспортного средства.

84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.

84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.

84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.

84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.

84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.

84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 27.12 КоАП РФ лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7 настоящего Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 статьи 27.12 КоАП РФ.

В связи с изложенным сотрудник ДПС ГИБДД не может "просто так" остановить транспортное средство и отстранить водителя от управления транспортным средством, а также провести освидетельствование водителя на состояние алкогольного опьянения и направить на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, в том числе и в рамках проведения специальных мероприятий.

Основания и порядок остановки транспортного средства

изложен в пунктах 63 - 76 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (приложение к приказу МВД РФ от 02 марта 2009 года № 185 в редакции приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1023 "О внесении изменений в Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 02 марта 2009 года № 185") и в пунктах 84 - 100 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 664.

Абзацем 6 подпункта "а" п. 70 Административного регламента МВД РФ, утвержденного приказом МВД России от 02 марта 2009 года № 185, предусмотрено право сотрудника предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства (соответствующая норма изложена в пункте 93 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 664). Указанная норма не предусматривает возложение каких-либо обязанностей на этого участника дорожного движения, в том числе и обязанности выйти из транспортного средства при оформлении в отношении него материалов по делу об административном правонарушении, не является распоряжением или требованием сотрудника, являющимся обязательным для участника дорожного движения, не может служить основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ (решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2013 года № АКПИ13-58).

Причины остановки транспортных средств в 2018 году

Исчерпывающий перечень оснований для предъявления инспекторами ДПС требования об остановке транспортного средства содержится в приказе МВД России от 23.08.2017 N 664, которым утвержден так называемый «Административный регламент ГИБДД».

Такими основаниями являются:

  • Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  • Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
  • Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  • Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
  • Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  • Необходимость использования транспортного средства (в соответствии с пунктом 37 ч. 1 ст.13 ФЗ «О полиции»).
  • Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
  • Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
  • Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
  • Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
  • Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
  • Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
  • Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
  • Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Водитель обязан выполнить требование сотрудника ГИБДД об остановке. За невыполнение этого требования ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей.

В экстренных случаях сотрудники ГИБДД вправе останавливать автомобили с применением специальных средств принудительной остановки, посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования и организации дорожного движения (при условии обеспечения безопасности иных участников движения), посредством размещения на проезжей части патрульного автомобиля (патрульных автомобилей) с включенными специальными световыми сигналами, посредством размещения на проезжей части грузовых автомобилей.

Права сотрудника ГИБДД, остановившего автомобиль

Полиция в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции» имеет право:

1) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения;

2) проверять документы на право пользования и управления транспортным средством;

3) проверять документы на транспортные средства и перевозимые грузы;

4) проверять наличие страхового полиса ОСАГО владельца транспортного средства;

5) осматривать с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, транспортные средства и грузы при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;

6) задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;

7) временно ограничивать или запрещать дорожное движение.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона «О полиции» и п. 29 Административного регламента, такие права предоставляются только сотрудникам ГИБДД (ГАИ) в пределах зоны их ответственности. Другие сотрудники полиции (например ППСники) могут остановить транспортное средство только в отдельных случаях.

Пункты административного регламента ГИБДД, связанные с остановкой ТС:

85. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство. При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

В темное время суток либо в условиях ограниченной видимости подача сигнала об остановке транспортного средства должна осуществляться с использованием специальных световых сигналов (при наличии возможности).

86. При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

87. Остановка транспортного средства осуществляется с учетом требований правил дорожного движения и соблюдением мер, направленных на обеспечение безопасности участников дорожного движения.

88. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.

В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте.

89. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 45 Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить им права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Когда машину могут останавливать обычные сотрудники полиции?

Сотрудники других подразделений полиции могут останавливать транспортные средства только в целях предотвращения и/или пресечения преступления, административного правонарушения, задержания лиц, подозреваемых в их совершении, при обращении граждан с заявлениями о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия на территории РФ независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток. Данное положение закреплено в ч. 2 ст. 27 Закона «О полиции».

Законом установлено, что в случаях, не терпящих отлагательства, сотрудники полиции вправе использовать остановленные автомобили для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места ДТП поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба. При этом сотрудник полиции обязан разъяснить гражданину причину и основания применения данных мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Основания для остановки транспортного средства

2015-02-26 Авто-право 29 комментариев

Доброго дня, уважаемые читатели моего блога. С вами Евгений Волков, Эта моя первая статья на блоге, и я надеюсь вы получите от неё полезный выхлоп.

01-1Рассматривать сегодня будем основания для остановки транспортного средства.

Понимаю, что многие из вас уже знают содержание пункта 63 Административного Регламента, утвержденного Приказом МВД от 2 марта 2009 г. N 185. (о его содержании — чуть позже).

Думаете, я не скажу ничего нового? Ошибаетесь.

Потому что старина Евгений систематизировал для вас всю имеющуюся информацию про основания для остановки транспортного средства.

Я подготовил для вас полный расклад по затронутому в этой статье вопросу, с учетом своей собственной практики, наблюдений и опыта взаимоотношений с сотрудниками ГИБДД. В этой статье:

Нормативное регулирование вопроса

Важные выводы

В чём ошибка водителя?

9 случаев, когда вас охотно остановит инспектор ДПС

Данную статью я хотел бы адресовать, прежде всего, всем тем, кто любит перед инспектором ДПС растопырить пальцы, «покачать права» и блеснуть знаниями ведомственной нормативной документации.

Между тем, для обычных уравновешенных водителей, понимающих, что понты перед ИДПС, — это детский сад ясельной группы, информация также будет весьма полезна, так сказать, для развития собственного кругозора.

Первое, в чем считаю необходимым разобраться, упоминая про основания для остановки транспортного средства — это

На многих сайтах авто-правовой тематики, кроме как цитирования вышеупомянутого мною пункта Административного регламента, больше ничего и не найти.

Это ж как надо относится к своим читателям, чтобы не разобравшись в вопросе, давать какие-то советы водителям — где прав инспектор, а где не прав, что он должен, сделать, а что не должен и т.п.

А потом вот такие люди, поначитавшись этой весьма скудной и однобокой информации, частенько начинают думать, что сотрудники ДПС их могут остановить не иначе как на стационарном посту, представиться и четко, внятно назвать основания для остановки транспортного средства.

Причем, некоторые вообще полагают, что останавливать транспортное средство сотрудники ДПС могут только полосатым жезлом.

Итак, запоминайте: на сегодняшний день нормативное регулирование вопроса про основания для остановки транспортного средства составляют:

1. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»;

2. Постановление Правительства РФ «О правилах дорожного движения» от 23.10.1993 N 1090;

3. Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 13.08.2012) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения».

Ошибки рядовых водителей, особенно любящих покачать права, начинаются именно отсюда — с неправильного понимания, что обязан делать водитель, а что обязан или не обязан делать инспектор ДПС, чем должен руководствоваться водитель, а чем должен руководствоваться инспектор. Отсюда, возможная нервотрепка для водителя с привкусом последующей экзекуции.

Понятно, что если ты юрист и в своё время изучал основу основ юриспруденции, а именно, теорию государства и права, то ошибок ты допустить тут не должен, однако несмотря на то, что ВУЗы до сих пор продолжают штамповать молодых юристов пачками, количество водителей, понимающих, что кроме пресловутого Административного регламента, есть еще и ФЗ «О полиции» и Правила дорожного движения, больше не становится.

Напротив, большинство водителей, прочитав однажды на каком-нибудь автомобильном сайте статью какого-нибудь новоиспеченного водителя-правозащитника про то, что, например, останавливать водителя для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством инспектор ДПС может только на стационарном посту (об этом ведь четко написано в п.63 Административного регламента, не так ли?) будут потом страдать за своё невежество, пытаясь указать инспектору ДПС на то, что тот нарушает требования Административного регламента.

Скорее всего, до того как вам попалась на глаза моя статья, вы тоже так считали? Если так, то значит это статья на многое откроет вам глаза. По крайней мере, после прочтения моей статьи вы обретёте мудрость.

Мудрость — это состояние, когда ваша задница успокоилась и уже ничего не ищет.

Что ж, обретение мудрости не возможно, до тех пор пока не разберёмся в иерархии указанных трех нормативных документов. Если по бытовому, то вопрос нужно поставить так — какой документ из трех вышеперечисленнных «главнее» и каким документом должен руководствоваться водитель, решая для себя вопрос были ли у инспектора ДПС основания для остановки транспортного средства?

Итак, во-первых, мы имеем ФЗ «О полиции». Что такое закон вообще? Из теории права вытекает следующее определение закона

Закон — это принимаемый в особом порядке и обладающий выс­шей юридической силой нормативный правовой акт, выражаю­щий государственную волю по ключевым вопросам регулирова­ния общественной и государственной жизни.

Поясняю, законы являются актами высшей юридической силы по отношению к любым другим правовым актам, при этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы.

Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

1. Конституция;

2. Федеральные конституционные законы;

3. Федеральные законы;

4. Законы субъектов федерации;

Во-вторых, мы имеем, два подзаконных нормативных акта — Приказ МВД и Постановление Правительства, которым утверждены Правила дорожного движения.

Опять таки, исходя из определения, данного в теории права,

Подзаконный нормативный акт — одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний.

Специально для вашего понимания я укажу виды общефедеральных подзаконных нормативных правовых актов и расположу их в порядке убывания юридической силы:

Общефедеральные акты:

1. Указы Президента;

2. Распоряжения Президента;

3. Общефедеральные акты Правительства РФ, принимаемые во исполнение законов РФ, указов Президента РФ и собственной исполнительно–распорядительной компетенции:

3.1. Постановления, принимаемые для обеспечения управления в различных отраслях общественной и государственной жизни;

3.2. Распоряжения, принимаемые Председателем Правительства РФ для оперативного управления узкого круга исполнителей;

3.3. Приказы и инструкции министерств и подведомственных им государственных органов, которые имеют отраслевую направленность;

Таким образом, наши с вами три нормативных акта, согласно иерархии, указанной в теории права в порядке убывания юридической силы должны расположиться следующим образом:

1. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»

2. Постановление Правительства РФ «О правилах дорожного движения» от 23.10.1993 N 1090.

3. Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 13.08.2012) «Об утверждении Административного регламента …».

Теперь давайте посмотрим, какие пункты, статьи в каждом из указанных нормативных актов относятся к рассмотрению вопроса про основания для остановки транспортного средства.

ФЗ О полиции

Постановление Правительства РФ О правилах дорожного движения

И наконец,

Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 13.08.2012)

Административный регламент (Приложение к Приказу МВД России от 02.03.2009 N 185

Итак. Если бы я писал эту статью для юристов, то на этом можно было бы поставить точку. Так как юристу (именно настоящему юристу, а не челу, кое-как отсидевшему на лекциях в институте и получившему диплом о юридическом образовании, но при этом не знающему основы основ юриспруденции) становится всё понятным.

Однако, поскольку основная аудитория моего блога не только юристы, то продолжим поиски истины.

Вас можно поздравить — во-первых, вы теперь разбираетесь в юридической силе конкретных документов. Во-вторых, автор статьи — практикующий юрист Евгений Волков, https://evgeniyvolkov.ru. И, в-третьих, наконец-то у вас перед глазами вся существующая на данный момент нормативная база, регулирующая вопрос про основания для остановки транспортного средства.

До обретения мудрости осталось сделать всего лишь шаг, а именно, смазать шестерёнки своего мозга, чтобы он начал мыслить в правильном направлении.

Ну а масло для смазки вашего мозга я предоставляю вам ниже в этой статье. Итак, из изложенного выше вытекают следующие

Вывод №1.

1.1. действие федерального закона «О полиции» распространяется на всех граждан-водителей, и на сотрудников ГИБДД. Указанный закон регулирует:

а) права и обязанности сотрудников полиции, в том числе права и обязанности инспекторов ДПС, так как они тоже являются сотрудниками полиции. Права полиции — см. статью 13 ФЗ «О полиции». Обязанности сотрудников полиции перечислены в статье 12 ФЗ «О полиции».

б) права и обязанности водителей. Например, право обжаловать незаконные действия сотрудника полиции закреплено в ст. 53 ФЗ «О полиции», обязанность водителя остановить транспортное средство вытекает из ст.13 ФЗ «О полиции», которую я уже цитировал в настоящей статье чуть выше.

Требования указанного федерального закона обязательны для исполнения всеми водителями и сотрудниками ГИБДД.

1.2 Постановление Правительства РФ «О правилах дорожного движения» от 23.10.1993 N 1090 распространяет своё действие, как на водителей, так и на сотрудников ГИБДД, и при этом устанавливает:

а) обязанности водителей (см. напр. Главу 2 ПДД), но не регламентирует их права по отношению к сотрудникам ГИБДД.

б) права сотрудников ГИБДД по отношению к водителям (см. напр. Пункт 2.4 ПДД, который уже был процитирован мною ранее), но не регламентирует обязанности сотрудников ГИБДД по отношению к водителям.

Требования Правил дорожного движения обязательны для исполнения всеми водителями и сотрудниками ГИБДД.

1.3. Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 13.08.2012) «Об утверждении Административного регламента распространяет своё действие исключительно на сотрудников полиции (включая ГИБДД), регламентируя:

а) права сотрудников ГИБДД по отношению к водителям (см. напр. пункт 70 Административного регламента)

б) обязанности сотрудников ГИБДД по отношению к водителям (см. напр. Пункт 67 Административного регламента).

в) ни права, ни обязанности водителей указанный документ не регламентирует.

Требования Приказа МВД обязательны для исполнения всеми сотрудниками полиции (включая сотрудников ГИБДД).

Вывод №2.

Учитывая, что документом, имеющим высшую юридическую силу в данной ситуации является ФЗ «О полиции», и он распространяет свое действие на водителей, то водители должны руководствоваться именно им при разрешении всех возникающих вопросов про основания для остановки транспортного средства. А там написано дословно:

Многие водители, поначитавшись умных статей в интернете, и даже выучивших чуть ли не наизусть некоторые пункты Административного регламента (а зачем спрашивается?), понасмотревшись тупых роликов из ютьюба, где такие же водители пытаются учить жизни инспекторов ДПС, начинают крайне болезненно реагировать на остановку автомобиля инспектором ДПС в том случае, если причина остановки транспортного средства, сообщённая инспектором ДПС не совпадет с той, что указана в пункте 63 Административного регламента.

В том, что он:

а) изначально идет на конфликт с инспектором ДПС, пытаясь доказать свое превосходство в этой ситуации. Это уже неправильно, хотя бы потому, что Инспектор ДПС находится на службе и никуда не торопится, по крайней мере до конца смены. Трепля ему нервов водителями — составная часть его работы, за которую он получает бабосики.

А вот водитель может конкретно задержаться на разговоре с инспектором ДПС (в зависимости от последующего поведения инспектора ДПС) или нажить себе проблем.

б) бравируя знаниями, как он считает, нормативного документа, регулирующего отношения между водителем и инспектором ДПС в данной ситуации, водитель сам элементарно не выполняет требований вышестоящих нормативных документов (если смотреть по той иерархии, которую я вам привел в этой статье), и которые применяются в данном случае к водителю, а именно, ФЗ «О полиции» и Правила дорожного движения.

Другими словами, водитель при возникновении вопроса о законности основания для остановки транспортного средства опирается не на существующий закон (ФЗ «О полиции») и подзаконный акт (Правила дорожного движения), а на бумагу (Приказ МВД), к которой водитель не имеет никакого отношения, которая не принимается в суде в качестве обоснования правоты водителя, которая не предоставляет водителю никаких прав, равно как и не освобождает от обязанностей.

Апеллирование водителя к приказу МВД при общении с инспектором ДПС — это «в огороде бузина, в Киеве дядька».

По большому счету, инспектор ДПС на ваш вопрос о том, каковы основания для остановки транспортного средства, может просто ответить цитатой из ФЗ «о полиции»

«я вас остановил для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения» — и далее просто изложить в свободной форме причину остановки транспортного средства.

Вот вам и законное основание для остановки вашего автомобиля, прописанное в ФЗ «О полиции».

Запомнить водителю надо именно это, а не то о чем пишут на всех сайтах авто-правовой тематики (а пишут о пункте 63 Административного регламента МВД).

И если вы в дальнейшем попытаетесь обжаловать действия ИДПС в связи с тем, что у него якобы не было законных оснований для остановки транспортного средства, то мои вам соболезнования — вы истинный водитель!

Важно усвоить следующее: водитель не царь, Бог или судья, чтобы учить жизни инспектора ДПС. Требовать от инспектора ДПС исполнения отдельных пунктов каких-либо ведомственных приказов, инструкций и т.п. водитель не может.

На это у инспектора ДПС есть свои начальники и надзирающие органы.

Господа, автовладельцы, уважайте себя. Ведите себя настойчиво, но вежливо!

Считаете, что инспектор не прав, обжалуйте его действия, но это потом, а пока — в момент общения с ИДПС — просто постарайтесь быть мудрыми.

Совет мудрым водителям: при обжаловании каких-либо действий инспекторов гибдд забудьте про такой документ как Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 13.08.2012) «Об утверждении Административного регламента.

Ссылки на этот документ в жалобах не действуют, судья их учитывать не должен и не будет, так как, повторюсь, указанный документ ни права, ни обязанности водителей не регламентирует.

Я думаю, не открою секрета, если скажу, что любой инспектор ДПС, поработавший какое-то время на дороге, без особого напряга вычисляет на дороге автомобили, водителей которых необходимо проверить в первую очередь.

Определяет он это по определенным характерным признакам, о которых большинство водителей даже и не подозревают.

Хотите узнать, что это за признаки? Тогда читаем дальше.

1. ИДПС обязательно остановит автомобиль, который виляет из стороны в сторону, резко тормозит или резко ускоряется, без видимых причин, совершает непонятные манёвры и т.п.

Почему в таком случае автомобиль 100% будет остановлен инспектором ДПС?

Дело в том, что инспектору в голову сразу же придет мысль о том, что водила пьяный или в состоянии наркотического или токсического опьянения, поэтому такого водилу нужно направить на прохождение медицинского освидетельствования.

Иногда подобным образом ведет себя автомобиль, водителю которого стало плохо.

Не будете делать резких движений на дороге, — вероятность быть остановленным инспектором ДПС резко снизится.

2. Инспектор ДПС обязательно остановит автомобиль, водитель которого на глазах ИДПС совершил то или иное административное правонарушение.

Не нарушайте ПДД, и вероятность быть остановленным инспектором ДПС резко снизится.

3. Если вы, увидев инспектора ДПС, сразу решили перестроиться в левую полосу, то не сомневайтесь — вас могут тормознуть, ибо такой маневр на глазах у ИДПС наводит на мысль, что у водилы либо проблемы с законом либо он по иным причинам пытается избежать встречи с ИДПС.

4. Большая вероятность быть остановленным будет у вас, если вы ведете себя на дороге крайне осторожно. Например, если в городе при разрешенной скорости 60 км/час вы двигаетесь со скоростью 40 км/час, при этом, всех пропускаете, излишне предупредительны на дороге.

Вроде бы и придираться тут не к чему. Едете, не нарушаете ПДД, никому не мешаете.

Но весь прикол в том, что именно так стараются вести себя многие нарушители Правил дорожного движения.

Кто-то забыл дома документы, кто-то вообще водит машину, не имея водительского удостоверения, у кого-то опохмел после вчерашнего.

Поэтому, если вы ведете себя крайне осторожно на дороге, ваши шансы быть остановленным увеличиваются. Двигайтесь в потоке, не выделяйтесь, и всё будет тип-топ.

5. Охотно останавливают инспекторы ДПС грязные машины, если у них не читаются государственные регистрационные знаки. Тут, я думаю, комментарии излишне.

6. Готовьтесь к возможной остановке инспектором ДПС, если ваш автомобиль имеет видимые повреждения: помятое крыло, треснутое лобовое стекло и т.п.

Логика ИДПС проста — не исключено, что водитель такого автомобиля скрылся с места ДТП, чтобы избежать ответственности.

7. Железно будете остановлены инспектором ДПС в случае, если ваш автомобиль по внешним параметрам (марка, модель, цвет, форма кузова и т.п.) похож на автомобиль, числящийся в розыске.

8. Если вы любитель поморгать фарами, чтобы предупредить других водителей о скорой встрече с ИДПС.

Расскажу вам об одном нехитром приеме по ловле водил, любящих поморгать фарами.

Один наряд ДПС располагается на одной стороне дороги, а другой — на противоположной стороне, метров через 200 (расстояние может зависеть от видимости на конкретном участке дороге).

Далее, водитель проехав расположенный на противоположной стороне наряд ГИБДД, начинает моргать фарами водителям встречных транспортных средств — и тут же попадается на этом нарушении наряду, стоящему через какое-то расстояние на его стороне.

Таким образом, два наряда ГИБДД ловят любителей поморгать фарами сразу с обоих направлений (ведь «предупреждают» и те, и другие).

9. Если вы находитесь в буксируемом автомобиле. Не секрет, что таким вот нехитрым способом иногда совершается угон автомобиля, поэтому будьте готовы к возможной остановке и проверке документов.

В заключении отмечу, что на дороге, каждый для себя решает, идти на конфликт с инспектором ДПС (по сути, страдать хернёй) или нет — в ситуациях, когда по мнению водителя, у инспектора ДПС якобы не было законных оснований для остановки транспортного средства.

Надеюсь, моя статья поможет вам сделать правильный выбор. Удачи в общении с ИДПС.

Линия юридической защиты не может быть построена без анализа обстоятельств, документов и судебной практики. Поэтому, если вы хотите решить свои проблемы, запишитесь к нам на консультацию.
Наш специалист свяжется с Вами в течение 15 минут.