Тинькофф Бизнес [CPS] RU

На стороне Ваших интересов!

Современные технологии принесли в повседневную жизнь человечества мобильные средства связи, и многие автолюбители часто увлекаются разговорами и виртуальным общением через мобильные приложения во время управления транспортным средством.

Огромное количество ДТП происходит по вине водителей, отвлекающихся на мобильный телефон во время вождения.

Законодатели решили ввести в КоАП норму, согласно которой лицо, пользующееся мобильным телефоном во время управления ТС привлекается к административной ответственности.

Общая информация

Административное правонарушение, связанное с использованием мобильного устройства во время езды является одним из трудно доказуемых, и зачастую инспектора ГИБДД ограничиваются лишь устным предупреждением, которое даже не регламентировано законодательно.

Недобросовестные и халатные водители пользуются этим, и часто игнорируют действующий запрет на пользование телефоном.

Определения

Водителю необходимо знать следующие определения:

  • КоАП – кодекс об административных правонарушениях РФ. Нормативный правовой документ, регламентирующий ответственность при совершении административных правонарушений. В делах об административных правонарушениях одной из сторон всегда выступает государство, в лице определенного органа;
  • ПДД РФ – Правила дорожного движения, устанавливающие порядок поведения участников дорожного движения;
  • использование мобильного устройства в нарушение ПДД – эксплуатация устройства связи и коммуникации в процессе управления транспортным средством в нарушение установленного запрета;
  • штраф ГИБДД за телефон – мера административного воздействия на нарушителя за совершенное правонарушение.

Законодательство

Правила дорожного движения обязан знать каждый водитель. Если говорить об использовании мобильного телефона, то п. 2.7 ПДД РФ гласит, что водителю запрещено им пользоваться во время вождения, кроме устройств с возможностью подключения гарнитуры Hand-free.

Если указанное правило было проигнорировано, то следует обратиться к ст.12.36.1 КоАП РФ, предусматривает безальтернативное административное взыскание в виде штрафа.

Соловьев и его законопроект

Депутат Государственной думы готовит законопроект, согласно которого будет существенно увеличен размер санкции за нарушение правил дорожного движения, связанных с использованием телефона во время вождения.

Действующий размер штрафа за телефон не оказывает должного воздействия на недобросовестных водителей, что автоматически относит их в категорию потенциальных виновников в ДТП.

Разрабатываемые нововведения в КоАП РФ подразумевают:

  • оплату штрафа в размере 5 тыс. рублей при первичном нарушении;
  • повторное нарушение обяжет виновника выплатить 10 тыс. рублей.

На самом деле нет острой необходимости держать телефонную трубку во время управления автомобиля, чтобы ответить на срочный звонок.

Современные телефоны поддерживают возможность использования специальной гарнитуры, а в крайнем случае всегда можно включить функцию громкой связи.

Какая статья

Важно понимать, что в действующем законодательстве один нормативный правовой акт прямо запрещает использование телефона во время управления ТС, и это п.2.7. Правил дорожного движения, а второй – устанавливает ответственность за нарушение установленного запрета, и это ст. 12.36.1 КоАП РФ.

Ответственность за нарушение установленных правил наступает в виде штрафа в размере 1500 рублей. Санкция статьи не предусматривает возможность вынесения письменного предупреждения.

Под использованием мобильного телефона понимается не только осуществление звонков или ответ на них, но и активация иных функций, которые предусматривают возможности устройства:

  • написание смс-сообщений;
  • использование приложений;
  • мониторинг социальных сетей;
  • интернет-серфинг.

Сотрудникам ГИБДД достаточно проблематично собрать доказательную базу в отношении нарушителя, однако ежедневно выписывается огромное количество постановлений о привлечении к административной ответственности по вышеуказанной статье.

Доказательства

Кодекс об административных правонарушениях РФ в ч. 1-2 ст. 26.2 закрепляет, что в качестве доказательств могут быть использованы любые данные, подтверждающие совершение конкретным лицом административного правонарушения – за разговор по телефону во время вождения.

Чтобы подтвердить, что водитель пользовался телефоном во время езды можно использовать следующие доказательства:

  • протокол об административном правонарушении, подписанный водителем, и согласившимся с нарушением;
  • показания инспекторов ГИБДД и пассажиров водителя;
  • показания иных свидетелей;
  • документальное подтверждение оператора мобильной связи о времени совершении звонка;
  • запись с фото и видеокамер.

На практике сотрудники ГИБДД ограничиваются составлением протокола и рапортов о совершенном правонарушении.

Судебная практика

Судебная практика рассмотрения подобного рода дел давно сформировалась. Суды первой инстанции, как правило, оставляют вынесенные постановления о привлечении к административной ответственности, без изменений исходя их предоставленных доказательств в виде протокола и рапорта сотрудников ГИБДД, какой бы не была бездоказательная позиция виновного.

В такого рода административных делах следует уделять должное внимание процессуальной составляющей. Многие инспектора нарушают процессуальное законодательство при оформлении административных материалов, именно на это следует делать упор, а в идеальной ситуации неплохо иметь и доказательства отсутствия вины, несмотря на то, что в административном процессе действует презумпция невиновности.

Как избежать наказания

Две основные составляющие, позволяющие избежать наказания:

  • наличие доказательств невиновности:
  • наличие видеозаписи с регистратора;
  • показание пассажиров;
  • личные пояснения;
  • выявление процессуальных нарушений со стороны инспекторов ГИБДД – сотрудники автоинспекции часто пренебрегают правом лица, привлекаемого к административной ответственности перенести рассмотрение дела, в связи с необходимостью обращения к адвокату или юристу. Такие дела рассматриваются на месте, что дает правовое основание для отмены вынесенного постановления о привлечении к административной ответственности.

Законодатели рано или поздно ужесточат ответственность за нарушение ПДД РФ в части правомерного использования мобильных устройств за рулем, поэтому лучше заранее перестраховаться, и иметь все правовые средства доказательства своей невиновности.

Чем разговор опасен

Разговаривать во время вождения не только опасно для водителя, но и для других участников дорожного движения. Причем, не только разговоры по мобильному телефону приводят к ДТП, но и любые формы использования устройства.

Если при разговоре теряется часть концентрации, но глаза по-прежнему контролируют дорожную обстановку, то при наборе смс сообщения человек вовсе теряет из поля зрения ситуацию на дороге.

Результат всегда один – ДТП. Хорошо, если в происшествии страдает только транспортное средство, но нередки аварии с участием пешеходов, которые нередко заканчиваются смертью для сбитого и реальным тюремным сроком для водителя.

Размер штрафа за телефон

В РФ предусмотрена ответственность за использование телефона во время управления транспортным средством в виде штрафа в размере 1500 рублей.

Штраф за использование телефона во время движения автомобиля

В современном мире ни одного человека нельзя представить без мобильного телефона, которым каждый из нас пользуется в любых ситуациях: на улице, дома, на учебе, на работе или даже за рулем автомобиля.

На этом основании сотрудниками ГИБДД и может быть выписан денежный штраф за разговор по телефону.

Почему опасно разговаривать за рулем по телефону?

Одной из наиболее частых причин, приводящих к авариям на дорогах, является невнимательность водителя. К сожалению в нашей стране такая статистика до сих пор не ведется, но доподлинно известно, что, например, в США в 2011 году 3331 человек погибли, а 387 тысяч человек были ранены именно из-за невнимательности водителя. Среди многочисленных факторов, отвлекающих внимание водителя от дороги, первое место занимает мобильный телефон.

Многочисленные исследования, проведенные американскими учеными, позволили сделать следующие выводы:

  • использование телефона за рулем увеличивает риск возможной аварии в 4 раза;
  • отправка смс – в 6 раз;
  • получение или отправка текста смс сообщения отвлекает внимание водителя на 4,6 секунды.

Даже самая приятная беседа по телефону может быть столь же опасна, как и вождение в нетрезвом виде, потому что в этот момент времени существенно снижается скорость реакции и закономерно увеличивается доля вероятности того, что водитель не сумеет сориентироваться в изменившейся ситуации на дороге, например, не заметит уже загоревшийся запрещающий сигнал светофора.

Штраф за телефон за рулем.

Этот штраф накладывается на водителя крайне редко, потому что доказать данное нарушение бывает достаточно сложно. Факт использования за рулем автомобиля телефона, не оборудованного дополнительным устройством, позволяющим осуществлять переговоры без участия рук, должен обязательно подтверждаться фото- или видеоматериалами, а также свидетельскими показаниями.

Для появления состава правонарушения, кроме того, необходимо будет доказать тот факт, что имело место применения телефона. Но, если водитель будет категорически отрицать этот факт, и у него будет даже один свидетель, который сможет подтвердить, что телефоном в тот момент он не пользовался, привлечь этого нарушителя по статье 12.36.1 очень сложно.

Как сотрудники ГИБДД могут доказать данное правонарушение?

Некоторые сотрудники ГИБДД, в случае полной уверенности того, что факт нарушения присутствовал, идут на принцип и запрашивают у оператора сотовой связи детализацию всех звонков правонарушителя. Если же время звонка совпадет со тем временем, когда была произведена остановка транспортного средства, то на нарушителя будет наложен штраф. Данный запрос в сотовую компанию может быть сделан в течение следующих двух месяцев.

Поправки в Кодексе об административных правонарушениях последних лет не увеличили размер штрафа за использование телефона за рулем, но каждому водителю следует помнить, что любые разговоры по мобильнику – это один из самых серьезных факторов, отвлекающих его внимание от дороги.

В том случае, если звонок крайне важен, а устройства, позволяющего вести разговор без участия рук, нет, следует воспользоваться функцией громкой связи. Все современный телефоны оборудованы чувствительными микрофонами и громкими динамиками, благодаря которым водитель сможет спастись от уплаты штрафа, предусмотренного за разговор по телефону во время управления любым транспортным средством.

Штраф за разговор по телефону за рулем в 2017-2018 году достаточно существенный и составляет 1500 рублей. Разберемся, какая статья КоАП РФ предусматривает ответственность за использование телефона за рулем автомобиля, какие доказательства могут быть использованы против водителя, и как доказать свою невиновность.

Какая статья предусматривает ответственность за телефон за рулем?

Говорить по телефону за рулем запрещено Правилами дорожного движения (п. 2.7). Согласно данной норме запрещается использование во время вождения любых телефонов, которые водитель держит в руках.

Ответственность за пользование мобильным телефоном за рулем предусмотрена ст. 12.36.1 КоАП РФ. Необходимо отметить, что по данной статье привлекают к ответственности любых водителей транспортных средств, а не только водителей автомобилей. Могут понести наказание также водители мотоциклов и мопедов.

Наказание по ст. 12.36.1 КоАП РФ безальтернативное. Могут назначить только штраф (предупреждение не предусмотрено). Размер штрафа – 1500 рублей, во всех случаях.

Какие доказательства подтверждают пользование телефоном за рулем водителем?

В силу ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами могут являться любые данные, подтверждающие совершение лицом правонарушения и его виновность. В их перечень входит протокол об административном правонарушении, объяснения привлекаемого лица, показания потерпевшего и свидетелей, заключения эксперта, и любые другие данные, свидетельствующие о наличии либо отсутствии нарушения.

Применительно к ситуации, когда человек разговаривал по телефону за рулем и был остановлен сотрудниками ГИБДД, применяются такие доказательства, как:

  • протокол об административном правонарушении;
  • рапорты сотрудников ГИБДД;
  • показания сотрудников ГИБДД;
  • пояснения водителя;
  • показания свидетелей;
  • записи камер и видеорегистраторов.

По объективным причинам экспертиза не проводится (в ней нет смысла), потерпевшие не опрашиваются (их нет, поскольку вред никому не причиняется).

На практике, если человек остановлен за то, что говорил по телефону за рулем, в большинстве случаев используются доказательства в виде протокола, рапортов сотрудников ГИБДД, показания свидетелей.

Судебная практика привлечения к административной ответственности за разговор по телефону за рулем

Судебная практика по ст. 12.36.1 КоАП РФ сформирована. Судьи рассматривают такие дела только тогда, когда правонарушитель не согласен с постановлением должностного лица ГИБДД. Как правило, судьи оставляют постановления без изменения.

Например, из решения Свердловского областного суда от 12.07.2017 по делу N 72-819/2017 следует, что водитель разговаривал по телефону за рулем и был остановлен сотрудниками ГИБДД. В качестве доказательств приводятся протокол, рапорты сотрудников ГИБДД, а также их объяснения в суде. При этом водитель на протяжении всего процесса оспаривал то, что разговаривал по телефону. Суды всех инстанций признали привлечение к ответственности по ст. 12.36.1 КоАП РФ обоснованным.

Постановление Кемеровского областного суда от 30.06.2017 по делу N 4А-656/2017, которым постановление также оставлено без изменения, основано на видеозаписи, на которой запечатлен факт совершения нарушения. В такой ситуации спорить бесполезно, результат будет не в пользу водителя.

Чаще всего постановления отменяют, ввиду допущения должностными лицами ГИБДД процессуальных нарушений. Например, решением Верховного суда Республики Карелия от 23.01.2017 N 21-31/2017 постановление о привлечении к ответственности было отменено, поскольку водитель при составлении протокола заявил письменное ходатайство о рассмотрении дела по его месту жительства, которое разрешено сотрудниками ГИБДД не было. Судья признал такое нарушение существенным и отменил постановление.

Можно ли избежать штрафа за разговор по телефону за рулем, и какие действия помогут водителю?

Штрафа можно избежать только в двух случаях:

  1. Если есть доказательства того, что нарушение не совершалось.
  2. Если сотрудниками ГИБДД в ходе производства по делу допускались существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.

В первом случае водитель должен собрать как можно больше доказательств своей невиновности (несмотря на то, что он в силу ст. 1.5 КоАП РФ не обязан доказывать свою невиновность).

В качестве доказательств могут выступать:

  1. Видеозапись. Некоторые видеорегистраторы поддерживают двустороннюю запись, имеют две камеры, снимая одновременно салон автомобиля и дорогу перед ним.
  2. Показания свидетелей. Это могут быть как пассажиры автомобиля, так и пешеходы, которые видели, что водитель не осуществлял разговор по телефону за рулем.
  3. Объяснения самого водителя, которые можно как отразить в письменном виде, так и довести до судьи при обжаловании постановления.

Процессуальные требования при производстве по делу также могут нарушаться. Чаще всего – это игнорирование заявленных водителем ходатайств, в частности о привлечении защитника к участию в деле, о рассмотрении дела по месту жительства.

Таким образом, штраф за телефон за рулем составляет 1500 рублей. При привлечении к ответственности за данный вид нарушения достаточно сложно доказать свою невиновность, поэтому необходимо сразу, на месте, пытаться собрать доказательства отсутствия события нарушения – опросить свидетелей, попросить пассажиров написать объяснения, и т.д. Самый простой способ избежать нарушения – предъявить видеозапись салона автомобиля, заснятую на видеорегистратор непосредственно перед его остановкой сотрудником ГИБДД.

Жизнь современного человека сложно представить без мобильного телефона, который мы используем в любых ситуациях: дома, на работе, на улице и даже находясь за рулем автомобиля.

При этом, если мобильник не оборудован специальным устройством, которое позволяет разговаривать по нему без использования рук (так называемое handsfree), вождение с телефоном возле уха является нарушением, за которое Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность. А значит, нерадивому водителю сотрудниками ГИБДД может быть выписан денежный штраф.

В чем опасность использования телефона за рулем?

Исследования показывают, что наиболее частой причиной ДТП служит банальная невнимательность водителя. Так, по данным Американской автомобильной ассоциации (ААА), ежегодно в автокатастрофах, «связанных с невнимательностью за рулем из-за отвлечения на сторонние занятия», погибает 3000 американцев в возрасте от 16 до 19 лет. По тем же причинам 383 тыс. человек в США ежегодно получают травмы разной степени тяжести. Не думаем, что в нашей стране эта статистика лучше.

Исследователи из Университета штата Айова проверили видеозаписи 1691 аварий, в которые попали молодые американцы в возрасте от 16 до 19 лет и выяснили несколько фактов:

  • 58% ДТП связаны с невнимательностью за рулем, при этом, в 12% этих случаев непосредственное участие принимал телефон, отвлекающий водителя;
  • 1/3 вылетов автомобиля за пределы дороги обусловлено отвлечением водителя на мобильник.

Исследования причин автомобильных аварий, проведенные учеными из США, позволили сделать следующие выводы:

  • использование телефона за рулем увеличивает риск возможной аварии в 4 раза;
  • отправка смс (равно как и сообщения в социальных сетях) – в 6 раз;
  • чтение или набор текста сообщения в телефоне отвлекает внимание водителя в среднем на 4,6 секунды.

Получается, что беседа по телефону может быть столь же опасна, как и вождение в нетрезвом виде, поскольку у водителя снижается скорость реакции, притупляется внимание, а значит увеличивается вероятности того, что он не сумеет сориентироваться в изменившейся ситуации на дороге, например, не заметит уже загоревшийся запрещающий сигнал светофора.

Именно поэтому, абзацем 6 пункта 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, водителю запрещается пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

Как мы неоднократно писали на страницах нашего сайта, если законом установлен запрет, то установлена и ответственность за его нарушение.

Штраф за телефон за рулем

Согласно статьи 12.36.1 КоАП РФ «Нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства», пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

Заметим, что данный штраф сотрудники ГИБДД довольно редко накладывают на водителей, поскольку доказать это правонарушение бывает достаточно сложно. Ведь, факт использования за рулем автомобиля телефона, не оборудованного устройством handsfree, должен подтверждаться фото- или видеоматериалами, а также показаниями свидетелей

Кроме того, нужно еще доказать что имело место само применение телефона. Если же водитель будет категорически отрицать этот факт, и у него будет хотя бы один свидетель, который сможет подтвердить, что телефоном в тот момент не пользовались, привлечь этого нарушителя по статье 12.36.1 практически невозможно.

Стоит отметить, что в правоприменительной практике были случаи, когда сотрудники ГИБДД шли на принцип и запрашивали у операторов сотовой связи данные по детализации звонков правонарушителя. Если время звонка совпадало с тем временем, когда была произведена остановка транспортного средства, то водителю выписывали штраф.

Недавно на просторах интернета ходил слух о том, что в ряде городов установлены камеры, «штрафующие» за использование телефона водителем. Учитывая широкое внедрение систем фото- и видеофиксации в нашей стране в последние годы, многие в него поверили. Но изучив характеристики всех существующих камер, можем с уверенностью вам сказать: такое оборудование пока не создано и задача распознавания случаев использования телефонов за рулем только стоит перед разработчиками. Однако, прогресс не стоит на месте и создание таких комплексов не за горами.

Штраф за переписку при управление автомобилем

Несмотря на то, что переписка за рулем более опасна, отдельного штрафа за нее законодательством Российской Федерации не установлено.

Депутаты Госдумы неоднократно заявляли о необходимости запрета на использование любых электронных гаджетов во время управления автомобилем, включая «умные» часы, но такой запрет пока еще не введен.

Вывод

Несмотря на довольно сложную процедуру привлечения к административной ответственности, запрет на использование телефона при управлении автомобилем лучше соблюдать, поскольку речь здесь идет не о денежном штрафе, а о безопасности самого водителя, его пассажиров, а также других людей, находящихся на дороге.

Ведь для того, чтобы соблюдать закон, не нужно приобретать беспроводную гарнитуру или специальную магнитолу в авто, достаточно просто переключить телефон в режим громкой связи и положить его на панель.

Что же касается смс-переписки или общения в мессенджерах и социальных сетях – лучше воспользоваться простым правилом: сначала останови машину, а потом читай или пиши себе на здоровье.

Удачи вам и будьте внимательны на дороге!

Любой современный человек не может обойтись без мобильной связи. Большая часть общения совершается посредством сотового телефона. При этом ответить на звонок абонент может в любой ситуации: и в кинотеатре, и во время обеда, и даже за рулем.

Что является нарушением

Правила дорожного движения запрещают одновременно пользоваться телефоном и управлять автомобилем. Но статья 12.36.1 административного кодекса двусмысленно написана. Точно не понятно какое использование мобильного телефона за рулем под запретом, а какое легально. Ответственность  ввели в 2007 году. Прогресс ушел вперед. Тогда речь шла о телефонах, а сейчас появились и смартфоны, и планшеты и пр., кроме СМС можно писать в Вотсап, Вайбер, телеграмм и т.д.

Возникает вопрос, если у устройства есть функции телефона, то нельзя пользоваться всем устройством или только звонить? Ответа нет. Также нет ясности противозаконно ли:

  • включать, выключать или настраивать сотовый;
  • просматривать информацию, включая видео, тексты, фотографии;
  • играть в игры;
  • слушать музыку;
  • использовать приложение-навигатор;
  • входить в Интернет и т.п.

А вот если разговаривать (в звуковом или видео формате), отправлять смс, сообщения в соцсетях, то нарушение налицо.

Исключение составляют девайсы, которые позволяют вести общение без рук, так называемые, хэндс фри, гарнитуры.

Какой штраф

Это единственный вид наказания за такую провинность. То есть никаких отстранений от управления, конфискаций телефона, штрафстоянок и других мер не могут применять.

Часто водители заблуждаются, думая, что автоматическая коробка на машине освобождает одну руку и значит в неё можно брать телефон. Это ошибка. Технические характеристики машины, за исключением управления телефоном от органов управления машины, не освобождают от ответственности.

Как фиксируется нарушение

Протоколировать нарушение и выносить постановление о наказании могут сотрудники ГИБДД. То есть выписать штраф могут сразу же при выявлении проступка.

Большинство протоколов составляется, когда водитель соглашается с нарушением, признает себя виновным.

Когда же гражданин оспаривает факт провинности, то сотрудник ДПС должен предъявить более весомые доказательства. Это или видео запись, или показания двух и более независимых свидетелей. И то простое запечатление в руках шофера телефона еще не значит выявление нарушения. Водитель должен вести разговор по телефону по время езды или подбным образом пользоваться устройством.

Если ситуация конфликтная и дело становится принципиальным, то сотрудники ДПС могут запросить распечатку телефонных переговоров, так называемый, биллинг. И если в протокол будет внесено точное время нарушения (до минуты), а после и из ответа оператора сотовой связи будет ясно, что разговор был в этот момент, то отвертеться не удастся. Но до таких мер дело доходит в исключительных случаях. Так как описанные процедуры трудоемки. И если водитель будет вежливо отрицать свою вину, не сообщать номер своего телефона, то сотрудникам ГИБДД проще будет не связываться с этим вопросом.

Кстати, гражданин сам может заказать распечатку, чтобы доказать свою невиновность. Это необходимо, когда протокол составляется формально, без разбирательств.

Как быть если нужно поговорить

Если нужно ответить на очень срочный звонок или прочитать важное смс за рулем, то лучше остановиться. Припарковавшись в положенном месте для телефонного дела, Вы не будете подвергать себя риску. Да и много времени это не займет.

Некоторые водители просто включают громкую связь на телефоне (внешний динамик), что не запрещено.

Если мобильным приходится в машине пользоваться постоянно, то можно просто на сертифицированной станции в автомобиле установить блютуз-устройство или просто использовать телефонную гарнитуру.

Почему не следует нарушать

Исследования показывают, что сильнее всего водителя отвлекает телефон. Просто нажимать на кнопки или манипулировать сенсорным экраном уже на несколько секунд разрывает связь водителя с дорогой.

А если шофер ведет разговор или пишет (читает) смс, то его реакция замедляется, действия становятся нерешительными, неадекватными. Если разговор будет сложным, на эмоциях, то он может вообще поглотить всю концентрацию водителя.

Не зря некоторые специалисты сравнивают шофера, говорящего посотовому телефону за рулем с алкогольным опьянением.

Когда можно говорить

В некоторых ситуациях можно отступить от правил, но это крайние случаи. Например, Вы увидели ДТП, где пострадали люди, но не можете остановиться, так как это создаст реальную аварийную ситуацию. Вы можете сделать короткий звонок в неотложку или ГИБДД и сообщить об увиденном.

Подобные ситуации единичны и принимать решение нужно следуя зову разума и конкретным обстоятельствам.

Ещё можно звонить в пробках. Ведь нет движения, значит и нет нарушения. Но если начать движение, даже с малой скоростью, то это будет нарушением.

Дополнительные нарушения

Будьте уверены, если Вам служащий ДПС пытается выписать штраф за телефон за рулем, то поводом для остановки были и иные нарушения, которые допущены из-за пользования телефоном.

Часто водитель не замечает, как превышает скорость, не включает поворотники, неправильно перестраивается, пересекает сплошную линию, едет на красный свет, останавливается не в положенном месте и др.

Вышеуказанные нарушения как раз и возникают из-за ослабления внимания и снижения контроля за дорогой.

Нормативные акты

Пункт 2.7 ПДД запрещает водителям пользоваться во время езды телефоном, если он не оборудован специальным устройством (гарнитурой), позволяющим разговаривать дистанционно, не держа телефон в руках.

Статье 12.36 КоАП РФ предусматривает наложение штрафа на водителя, который разговаривает по телефону при управлении автомобилем.

Правила использования мобильного устройства при вождении

Непосредственно во время езды автовоаделец имеет право разговаривать по телефону, если к нему подключена гарнитура или включена громкая связь.

Допускается использование любого вида гарнитуры, как проводной, так и беспроводной.

Если автомобиль не движется, а стоит (в пробке, на светофоре, на парковке и т. д.), то разговор по телефону можно вести, держа его в руках. Также во время остановок водитель может написать СМС или поиграть в установленную на телефон игру.

Какое наказание грозит нарушителю?

Если автолюбитель управляет машиной одной рукой, а в другой держит мобильный телефон, по которому разговаривает или пишет СМС, он будет оштрафован на 1500 рублей.

Частный случай: у меня АКПП, могу ли я звонить с рук?

Закон един для всех автомобилистов, штраф за разговор по телефону с рук во время езды заплатить придется каждому, вне зависимости от марки машины, ее производителя и устройства.

Некоторые владельцы машин, в которых установлена коробка-автомат, ошибочно полагают, что на них запрет не распространяется и телефон в руке им нисколько не помешает. Но это заблуждение.

Только Цезарь мог делать одновременно несколько дел, а среднестатистический водитель, взяв в руки мобильник, хоть на долю секунды, но отвлекается от дороги.

Концентрация внимания снижается, а если услышанное от собеседника вызовет у автолюбителя сильный гнев или бурную радость, то и вовсе сводится к нулю. Излишняя самоуверенность может привести к трагедии, последствия которой могут быть непоправимыми.

Управлять автомобилем и при этом разговаривать по мобильному телефону крайне опасно.

Закон РФ посредством статьи 12.36 КоАП налагает на водителей, разговаривающих по телефону во время езды, штраф в размере 1500 рублей.

Не стоит пренебрегать законом, который заботится в первую очередь о безопасности автовладельцев.

Ни один телефонный разговор не может быть важнее жизни и здоровья водителя и пешеходов.

Как накажут водителя за разговор по телефону во время вождения и на что имеет право автомобилист и представитель ГАИ — смотрите на видео:

Сколько стоит поговорить по телефону за рулем в Европе

Штрафы за разговор по телефону за рулём в Европе

Использование мобильного телефона во время вождения является широко распространённым, но крайне опасным явлением из-за того, что водителю приходится отвлекаться от самого процесса вождения.

После того, как количество несчастных случаев, связанных с использованием сотового телефона за рулём, в 90-х годах прошлого века стало расти, в большинстве европейских стран запретили его использовать во время вождения.

Исключения сделаны только для телефонов, оборудованных техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

Приводить карту, на которой показаны страны, в которых использование сотового телефона запрещено, не имеет смысла, так как единственная страна в Европе, где его использование явно не запрещено - это Швеция.

На тепловой карте ниже можно наглядно увидеть в какой стране штрафы больше. Зелёный цвет означает меньший штраф, красный больший.

Более подробную информацию об использовании мобильных телефонов во время вождения можно посмотреть в соответствующем разделе по каждой стране.

Штраф за разговор по телефону за рулем

По статистике практически каждое ДТП происходит из-за невнимательности водителя: не заметил другой автомобиль, пешехода или проехал на запрещающий сигнал светофора. Но случается и такое,  что на внимательность водителя влияют иные факторы. Например, отвлек пассажир или звонок мобильного телефона, что серьезно сказывается на оценке дорожной ситуации. И то и другое запрещено правилами дорожного движения (в первом случае это пункт 5.2, а во втором 2.7).

Самое частое, на что отвлекается водитель во время движения, это телефон, так как при его звонке водитель реагирует рефлекторно. А правилами при управление автомобилем запрещается не только разговаривать по телефону, но и использовать  другие его функций, для которых необходимо участие рук.

Обратим внимание на пункт 2.7 ПДД, в котором перечислено то, что запрещено водителю за рулем автомобиля.

А именно:

Находиться в состоянии алкогольного опьянения;

Передавать управление ТС лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

Пересекать и встраиваться в организованные колонны;

Пользоваться телефоном во время движения, за исключением телефонов, оборудованных устройством для общения без использования рук. (под устройствами для общения без рук подразумеваются телефонные гарнитуры, которые делятся  на два вида: проводные и беспроводные).

Меры наказания

За использование телефона во время движения в соответствии со статьей 12.36.1 КоАП налагается  штраф в размере 1 500 рублей.

Так что если вам срочно понадобилось воспользоваться телефоном, то придется сделать остановку, но только там, где это разрешено. В противном случае за остановку в неположенном месте предусмотренно свое наказание и свой штраф.

Мобильный телефон вошёл в нашу жизнь не так давно: всего каких-то лет 15-20 назад мы прекрасно без них обходились. Однако сейчас трудно себе представить человека, у которого не было бы этого устройства.

Весь смысл существования мобильника состоит как раз в том, что его владелец становится доступен для связи в любое время и в любом месте – в том числе и за рулём машины. Поэтому нередко бывает, что человек, ждущий важного звонка, одной рукой держит руль, а другой хватает телефон.

Вот только ситуация, когда разговор вдруг оказывается прерван взмахом инспекторского жезла, составлением протокола и штрафом – увы, не редкость. Поэтому давайте разберёмся, как пользоваться телефоном без наказания – и что делать, если вас всё-таки остановили.

Последствия использования телефоном при езде.

Вождение автомобиля требует сосредоточенности. Отвлеклось внимание – и уже недалеко до ДТП. И хорошо ещё, если оно ограничится лишь помятым бампером или содранной краской.

Исследователи в США, где массовое использование мобильников началось раньше, чем в России, собрали статистику, из которой следует:

  • Невнимательность водителя – причина примерно половины аварий.
  • При разговоре по телефону вероятность аварии возрастает минимум в 4 раза.
  • Набор СМС и её отправка – минимум в 6 раз.
  • Седнее время, которое тратит человек на то, чтобы открыть СМС и прочитать его – 4,6 секунды. Всё это время можно считать, что водитель дорогу и автомобиль на ней абсолютно не контролирует.

В итоге можно сделать вывод: использование мобильника за рулём если и не так страшно, как алкогольное опьянение – то во многом может быть с ним сравнимо.

Вернуться к содержанию ↑

Как инспектор докажет что я разговаривал?

Часто у нарушителя может возникнуть вопрос: а как доказать, что телефоном действительно пользовались? Особенно это актуально, когда в машине помимо самого водителя есть хотя бы один пассажир, который, если что, в суде подтвердит, что никакого телефона в природе не существовало.

В этом случае доказательствами могут быть:

  • Видеозапись. Патрульные автомобили ГИБДД сейчас часто оборудуются видеокамерами, на записи которой может быть видно конкретного водителя с телефоном у уха.
  • Свидетели. Инспектор вполне может найти человека, который подтвердит, что действительно видел, как некто ехал, разговаривая по телефону. Вполне возможно, что таким свидетелем окажется предыдущий остановленный нарушитель, который получит предупреждение вместо штрафа, если даст при необходимости нужные показания.
  • Распечатка звонков, взятая в телефонной компании. Этот способ используется, если нарушитель «пошёл на принцип» и обжаловал штраф в суде. Если между составлением протокола и звонком прошло небольшое время – судья практически всегда будет на стороне ГИБДД.

Кроме того, нужно учесть: по административным делам, предусмотренным главой 12 КоАП РФ (то есть касающихся автомобильных правонарушений) судьи склонны больше прислушиваться к мнению сотрудников ГИБДД, нежели водителей. Более того, примечание к ст.1.5 КоАП РФ прямо указывает: если правонарушение было зафиксировано автоматической камерой, презумпция невиновности для водителя не действует: не ГИБДД должна доказывать, что он виновен – а наоборот, он сам свою невиновность.

Штрафы за телефон за рулем.

Само по себе наказание за пользование мобильным телефоном во время управления автомобилем предусмотрено ст. 12.36.1 КоАП РФ. Согласно этой норме, виновного ждёт штраф в размере полутора тысяч рублей. Никакой альтернативы в виде предупреждения здесь нет.

Штраф назначается в том случае, если разговор вёлся по телефону, не оборудованному системой «хэндсфри» (hands free), позволяющей отвечать на звонки, не держа телефон у уха.

Нужно также помнить, что штрафы назначаются не только за разговор, но и за чтение либо отправку СМС, интернет-серфинг и любое другое использование телефона. Даже отговорки типа «я не звонил, я телефоном ухо чесал» лучше не использовать: им не поверит не только инспектор, но и судья.

В то же время можно пользоваться телефоном и без гарнитуры. Но для этого он должен быть настроен на то, чтобы использовалась громкая связь, а сам аппарат – не находиться в руках водителя, а быть закреплённым где-то на панели.

Советы юриста: как избежать штрафа.

А теперь разберёмся, что делать, чтобы не быть оштрафованным:

  • Прежде всего – не пользуйтесь телефоном без гарнитуры «хэндсфри» или громкой связи.
  • Если требуется срочный телефонный разговор, а гарнитуры у вас нет – лучше съезжайте на обочину и остановите машину (если, конечно, знаки и разметка позволяют остановку).
  • Помните: штраф назначается только за пользование телефоном во время движения. Если вы стоите в пробке или на красном сигнале светофора – телефон вполне легален. Но с началом движения вы обязаны его убрать.
  • Если вас остановил инспектор и обвиняет в том, что вы пользовались телефоном за рулём – потребуйте доказательств. Пусть он вам продемонстрирует хотя бы видеозапись, на которой видно вашу машину и вас за рулём с телефоном в руке.
  • Если вы действительно не разговаривали по телефону – продемонстрируйте телефон инспектору. Все более-менее современные модели этих аппаратов фиксируют время и номер последнего входящего или исходящего звонка. Часто на этом дело и прекращается.
  • Вы сами можете заказать распечатку звонков в своей сотовой компании. Возьмите её с собой на разбор вашего дела в ГИБДД – и, скорее всего, вам удастся оправдаться.
  • Наконец, если вам всё-таки назначили штраф, но вы с ним не согласны – у вас есть 10 дней на то, чтобы обжаловать его в суд по месту жительства. В заявлении в суд необходимо указать, почему вы считаете постановление необоснованным, чем подтверждается ваша позиция, кто из свидетелей может подтвердить ваши слова и т. д.

Штраф за разговор по телефону в 2018 году

Штраф за разговор по телефону без использования гарнитуры 1500 рублей.

Текст статьи 12.36.1 КоАП.

Статья 12.36.1 Нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства.

Пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

Штраф в размере 1500 рублей.

Вернуться в раздел Штрафы по статьям КоАП за нарушение ПДД

Штраф за езду без прав и документов

Штраф за непристегнутый ремень

Правила дорожного движения запрещают водителю пользоваться телефоном, когда автомобиль находится в движении. Разрешается вести разговор только с помощью гарнитур, которые не занимают руки.

Техническими устройствами hands free могут быть проводные и беспроводные гарнитуры, использование «громкой связи», а также системы автомобиля, позволяющие общаться по телефону. Обычно они подключают аппарат с помощью протокола передачи данных Bluetooth. Главное – чтобы руки водителя во время движения были свободны. К использованию мобильного телефона также относятся переписка при помощи СМС, электронной почты, интернет-чатов и т.п.

По исследованиям различных организаций дорожной безопасности, разговор по телефону является одной из основных причин отвлекающих водителя. Причём проблема не в том, что заняты руки, а в том что разговор поглощает около 75% внимания. Соответственно вероятность аварии возрастает в 4 раза. Значительно отвлекает написание СМС-сообщений, проверка электронной почты, игры.

Штраф за нарушение

Впервые ответственность за разговор по телефону в России была введена летом 2007 года, и тогда штраф составлял 300 рублей. Сейчас наказание за пользование телефоном без гарнитуры составляет 1500 рублей согласно статье 12.36 КоАП РФ.

Введение запрета на использование мобильного телефона во время вождения – международная практика. Так в Великобритании наказание составляет 60 фунтов-стерлингов и начисление штрафных 3 балов для обычных водителей (12 баллов – лишение прав) и £2500 – для водителей грузовиков, автобусов и фургонов. В Германии штраф равен 40 евро, немного меньше в странах восточной Европы, в Италии и Норвегии – €160, в Дании и Испании – €200 и больше всего – 230 евро в Нидерландах.

Фиксация нарушения

Пока за разговор по мобильному может оштрафовать только сотрудник ГИБДД. На данный момент задача фиксации факта нарушения стоит перед разработчиками фото- и видеокамер, поэтому в скором времени поводов для рассылок писем со штрафами, возможно, будет больше.

Большинство автоюристов говорят о том, что сотруднику полиции достаточно сложно доказать факт пользования телефоном. В таком случае инспектор ГИБДД может обратиться к вашему сотовому оператору и запросить выписку звонков. Если время звонка совпадет с тем временем, когда была произведена остановка транспортного средства, то на водителя будет наложен штраф.

Запрет на использование мобильного телефона за рулем машины с 2007 года отражен в кодексе об административных правонарушениях (КоАП), Статья 12.36.1 и непосредственно в правилах дорожного движения пункт 2.7. Скидка 50% на штраф за разговор по телефону за рулем действует!

Разговор по телефону в ПДД

В законах, касающихся автомобилистов, по состоянию на 2018 год, есть только два упоминания «телефона» (норма КоАП и норма ПДД приведены ниже в цветных блоках). Если ваш конкретный случай выходит за рамки двух этих определений, есть реальный шанс уйти от штрафа, объяснив ситуацию сотруднику ГИБДД, попросить зачитать норму закона.

В ПДД есть запрет на телефон за рулем, но нет ограничения на планшет, рации, видеозвонки и мессенджеры?

Ответственность за разговор по телефону в движущейся машине была введена в 2007 году. А сам текст закона готовился начиная с начала 2000-х. С тех пор технический прогресс ушел далеко вперед – на смену «звонилкам» пришли смартфоны (не являющиеся в полной мере телефонами), появились специальные программы-приложения для общения (мессенджеры), некоторые тарифные планы операторов, вообще не предусматривающее стандартной телефонии.

За рулем россиянами все чаще применяются планшеты, умные часы, электронные браслеты и другие гаджеты, выпавшие из правового поля. За использование этих устройств штраф ГИБДД отсутствует!

Использование так называемых «телефонов» также сильно расширилось – появились встроенные навигационные программы, камеры для съемки видео и фото, фонари и другие ассистенты.

Применение каких именно встроенных в смартфон функций подпадает под определение «пользование телефоном»? Ответ не очевиден как обычным водителям России, так и сотрудникам ГИБДД.

Там, где нет четких правил нет и электронных систем контроля. Камере ГИБДД невозможно «объяснить» в какой именно момент взаимодействия с электронным устройством за рулем, водитель становится преступником.

В отсутствии контрольных приборов, штраф за разговор по телефону за рулем во время движения, выписывают инспекторы ГИБДД.

По негласно сложившимся правилам, наказание ждет двигающегося водителя поднесшего во время звонка телефон к своему уху. Штраф по Статье 12.36.1 КоАП РФ составляет 1500 рублей (со скидкой пятьдесят процентов в первые 20 дней штраф равен 750 рублям).

Что говорить инспектору ГИБДД, пытающемуся выписать штраф за телефон за рулем

Главное правило честность. Если вы действительно разговаривали по телефону параллельно с управлением машины имеет смысл сознаться, быстро расписаться в документах и срочно оплатить штраф 750 рублей (штраф за телефон за рулем со скидкой в 2018 году).

Такой поступок вполне возможно сохранит вашу жизнь и здоровье. После оплаты штрафа ГИБДД желание говорить по телефону за рулем отпадает сразу и надолго. А использование телефонов при управлении транспортом действительно приводит к беде.

Если по вашему мнению правонарушения не было, а штраф за разговор за рулем вам все-таки пытаются выписать предлагаем следующий алгоритм действий:

  1. Вежливо здороваемся с сотрудником ГИБДД
  2. Выслушиваем его позицию и просим соотнести ее с конкретным пунктом КоАП (в данном случае Статье 12.36.1 КоАП РФ)
  3. Перечень возможных оправданий:
  • «У меня смартфон, а не телефон»
  • «Телефоном я не пользовался (телефон отдельное приложение на современном смартфоне), я пользовался другими функциями гаджета»,
  • «Мой телефон оборудован системой громкой связи, про ее использование в КоАП не сказано, главное, чтобы была – она есть!»,
  • Если дело было в пробке – «Я не использовал телефон во время движения, машина стояла на месте»,
  • «Я не пользовался телефоном, я держал его в руке (это не запрещено)/ перекладывал в другой карман/ выключал звук/ ставил на зарядку».

Как правильно использовать мобильный за рулем?

Телефон и по закону, и по уму за рулем транспортного средства недопустимо использовать классическим образом – поднося трубку к уху. Это не только отвлекает внимание водителя, но и «связывает» его руки, замедляя процесс манипулирования с рулем и рычагом коробки переключения передач.

На 2018 год, по закону допустим разговор по телефону при управлении автомобилем, если на трубке включен режим «громкая связь», или мобильник оборудован любой разновидностью системы «Hands free» (свободные руки).

Наиболее оптимальным с точки зрения безопасности является разговор по телефону в остановившемся автомобиле.

Какой штраф предусмотрен за разговор по телефону за рулем?

В 2018 году штраф за разговор по телефону за рулем движущегося автомобиля составляет 1500 рублей (со скидкой 750 рублей). Закон время от времени хотят осовременить, дополнить пунктами про другие электронные устройства и программы, но в настоящий момент изменения не приняты.

Сейчас, сотрудники ГИБДД в в 99% случаев штрафуют водителей непосредственно за голосовой звонок при условии, что смартфон или телефон в руке водителя движущегося автомобиля поднесен к уху.

Чаще всего водители, «застуканные» на месте преступления, не отнекиваются и признают свою вину. Сложно что-то противопоставить инспектору, когда во время разговора по мобильному вы сходитесь друг на друге глазами.

Если же водитель, обвиненный в разговоре по телефону за рулем, отрицает факт телефонного разговора – доказать обратное достаточно сложно. Инспектор конечно вправе запросить распечатку звонков у мобильного оператора, но без фото или видео подтверждения, собранные данные могут не повлиять на решения суда. А фотографировать говорящих по телефону водителей достаточно сложно.

Предусмотренный за разговор по телефону за рулем штраф не редко дополняется другими штрафами: наказанием за езду по выделенной линии, проезд под знак или на красный свет и т д.

Сам телефон в руке автомобилиста заметить сложно и машину останавливают по другому поводу, а мобильное устройство лишь отягощает ситуацию. Западные исследования показывают, что именно мобильник причина многих прочих нарушений ПДД. Оживленная дистанционная беседа отвлекает от дороги, дезориентирует, заставляя чаще ошибаться и снижает реакцию на меняющуюся дорожную обстановку.

Чем опасно использование телефона за рулем?

Водители России часто нарушают правило о запрете телефонных разговоров за рулем автомобиля. На это влияет много факторов:

  • Новизна штрафа (законодательная норма введена только в 2007 году),
  • Размытость формулировки в законе,
  • Сложность в контроле исполнения закона,
  • Самоуверенность водителей,
  • Психология пропущенного вызова,
  • Неудобные схемы использования гарнитур «Hands-free»
  • Загруженность дорог, не позволяющая быстро остановиться при входящем звонке
  • Безделье в пробках
  • Отвлекающие факторы: уведомления, сообщения

Как и в случае с алкоголем за рулем, телефонные переговоры по ходу управления транспортным средством сильно воздействуют на водителя. Резко снижается способность человека принимать быстрые и четкие ответные действия на стремительно развивающуюся нестандартную ситуацию.

Как правило, при благоприятных дорожных условиях телефонные звонки за рулем не оказывают серьезного воздействия на поведение водителя за рулем. Машина едет по своей полосе, плавно разгоняется и тормозит. Этот эффект создает обманчивое впечатление безопасности при использовании смартфона за рулем.

Однако, первая же нестандартная дорожная ситуация, требующая скоординированных действий рук, ног и головы водителя, может наглядно показать насколько негативно на реакциях шафера сказываются отвлекающие факторы.

Современные курсы повышения квалификации водителей в 2018 году включают в себя полосу препятствий, которую автомобилисты проходят первый раз,не отвлекаясь на посторонние раздражители, второй раз, ведя напряженную беседу по телефону, приложенному к уху, третий раз, набирая текстовое сообщение.

Наглядная модель показывает, что в 100% случаев водитель не способен быстро и качественно вести машину, соблюдая скорость и не сбивая конусы, параллельно общаясь по телефону.

До недавнего времени считалось, что штраф за разговор по телефону за рулем во время движения, призван бороться с посторонним предметом в руках водителя. Последние исследования показывают, что не менее опасным фактором является отвлечение внимания от дороги.

Ко всему прочему автомобилисты не могут предсказать степень воздействия, получаемой по телефону информации. Сообщения о болезни или смерти родственников, пожарах, авариях и прочих стрессовых ситуациях, полученные в ходе движения транспортного средства, могут на время заблокировать самоконтроль даже опытного автолюбителя.

Линия юридической защиты не может быть построена без анализа обстоятельств, документов и судебной практики. Поэтому, если вы хотите решить свои проблемы, запишитесь к нам на консультацию.
Наш специалист свяжется с Вами в течение 15 минут.