На стороне Ваших интересов!

В перспективе эта мера должна исключить махинации на вторичном рынке, полностью искоренив нечистых на руку автовладельцев и перекупщиков. Кроме того, создание единой базы электронных паспортов облегчит работу налоговых и таможенных служб, а также сделает практически невозможным постановку на учёт краденых автомобилей.

Идея ввести электронные ПТС начала формироваться довольно давно: в 2014 году представители правительств Беларуси, Казахстана и Российской Федерации подписали межправительственное соглашение, к которому затем присоединились новые члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Армения и Киргизия.

Летом прошлого года крупнейшие производители автотранспортных средств этих стран начали тестировать пилотную версию системы, а сейчас автопроизводители обкатывают окончательный процесс перехода на электронные паспорта, притом база данных будет доступна всем заинтересованным участникам: автодилерам, банкам, страховым компаниям…

С 1 июля 2018 года все без исключения производители автомобилей обязаны перейти на систему электронных паспортов. С этой даты бумажные ПТС больше не будут оформляться, а с 1 июля 2019 года на территории ЕАЭС такая же участь ожидает производителей всей остальной техники — самоходных машин и тому подобных агрегатов.

Соответственно, оформление электронных паспортов будет производиться заводами-изготовителями транспортных средств, а на импортируемые автомобили документы выпишут уполномоченные на то организации (например, таможня). В электронном ПТС будут указаны те же данные, что и в обычном, начиная от марки и модели и заканчивая годом выпуска и экологическим классом.

Но самое главное, в систему электронных паспортов автомобилей планируют включать следующую информацию:

  • сколько людей (или фирм) владели автомобилем;
  • какими видами страхования пользовались владельцы (ОСАГО или каско);
  • в каких авариях участвовал автомобиль и какие повреждения получил;
  • какие недостатки выявлялись во время технических осмотров;
  • посещала ли машина ТО на дилерском сервисе,
  • какие имеются обременения и ограничения.

То есть, приобретая подержанный автомобиль, всю подноготную машины можно будет узнать непосредственно из ПТС: вот, например, с 2015 года машина перестала ездить на дилерские ТО, а в 2016 при пробеге 40 000 км стала участником аварии, в которой были повреждены заднее левое крыло и бампер. Пожалуй, о такой прозрачности мы не могли даже мечтать…

Отметим, что обязательной замены ранее выданных бумажных ПТС на электронные не планируется. Но бумажный документ заберут, когда закончится место для записи новых владельцев, либо он будет испорчен — соответственно, новый бланк взамен выдавать не будут.

Кроме того, никто не запретит хозяину машины получить «электронный бланк» по собственному желанию — достаточно заплатить 600 рублей (такова предполагаемая стоимость услуги) и готово. Правда, нужно учесть, что после этой процедуры имевшаяся на руках бумага будет признана недействительной.

Преимущества электронного ПТС

Новый документ объединит множество разрозненной сейчас информации, притомпользоваться им смогут аккредитованные структуры (как говорилось выше, банки, автосалоны и другие, кто заплатит за пользование системой), а также на бесплатной основе собственник транспортного средства.

1. Электронный паспорт невозможно потерять.

2. В документ может быть внесено любое количество собственников.

3. Одна база данных полностью подтвердит юридическую чистоту автомобиля.

4. Покупатель сможет отслеживать полную историю транспортного средства.

5. В единой базе данных паспортов нельзя «обнулить» количество владельцев.

6. База данных позволяет вносить любые дополнительные сведения (ДТП и прочее).

Недостатки электронного ПТС

Конечно, без старой-доброй бумажки многие будут чувствовать себя неуютно… Да и вопросов пока хватает. Не появится ли такая неофициальная «услуга», как удаление и корректировка «ненужной» информации из ПТС? Например, если этого захочет владелец, которому нужно продать восстановленную после серьёзного ДТП машину.

Многие автовладельцы в России уже слышали новую аббревиатуру ЭПТС, и знают её значение. Тем, кому она еще неизвестна, разъясняем ЭПТС – это электронный паспорт транспортного средства. В предстоящем году в нашей стране электронные ПТС придут на смену бумажным бланкам.

Как выглядят эти документы? По сути, они представляют собой, лишь запись в базе данных ГИБДД.

Удивлены?! Не знали об этом? Появилось много вопросов? Этот обзор именно для вас!

Законодательное обоснование

Переход на электронный формат оформления и ведения ПТС на территории ряда бывших советских республик предусмотрен в соответствии с международным соглашением – Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии.

Напомним, что в состав Евразийского экономического союза помимо Российской Федерации входят: Армения, Беларусь, Казахстан, и Киргизия. Молдавия в настоящее время является лишь государством-наблюдателем, не распространяя на свою территорию действия союзных актов.

При этом на территории Евросоюза нововведение применяется уже на протяжении нескольких лет.

Сроки запуска проекта в России

Первоначально приступить к замене бумажных ПТС на электронные планировалось еще с 1 июля 2017 года. Однако по ряду объективных причин,  по общему решению стран – членов ЕАЭС введение электронных ПТС отложили на один год – до 1 июля 2018 года.

Окончательный ли это срок, или стоит ждать переносов после 1 июля? – предсказать пока сложно.

Как сейчас

Как известно, в настоящее время главным документом любого транспортного средства (автомобиля, мотоцикла, автобуса и пр.) является его паспорт – так называемый ПТС.

Именно в нём содержится вся самая важная информация об автомобиле:

  • технические характеристики;
  • идентификационные номера базовых агрегатов;
  • сведения о собственнике;
  • данные о снятии и постановке на учёт.

Паспорта автомобилей, выпущенных в России, оформляются заводом-производителем, а ввезенные из-за границы – органами таможенной службы. Сами документы изготавливаются на специальных унифицированных бланках строгой отчетности с голографической защитой.

Почему решили отказаться

В последнее время в России отмечается позитивное стремление органов власти уйти от излишней бюрократии и ненужной бумажной волокиты в различных сферах. Снижены требования к объемам отчетности малого бизнеса, запущен единый сервис оказания гражданам государственных и муниципальных услуг, полным ходом развивается система многофункциональных центров. Видимо, теперь очередь дошла и до автолюбителей.

Кроме этого, среди главных причин внедрения ПТС в электронном виде нельзя не назвать необходимость сократить существующий сейчас в подразделениях госавтоинспекции ГИБДД баснословный документооборот.

Однако, существуют и элементарные объяснения. Ведь ПТС, оформленный на бумаге, имеет существенные недостатки:

  • вмещает в себя ограниченный объем информации;
  • имеет свойство изнашиваться и становиться трудночитаемым;
  • может быть утерян или подделан.

Плюсы нового формата

Понятно, что электронный ПТС такими недостатками не обладает. Предполагается, что в 2018 года новый формат документа будет являться лишь цифровым набором в специализирующейся обобщенной базе данных.

Такой способ хранения информации поможет существенно облегчить:

  • поиск необходимых сведений;
  • обработку данных регистрирующими, учетными, налоговыми и другими органами;
  • проверку достоверности документов.

Электронный ПТС не нужно менять, а главное – государственные органы получат единую базу данных всех используемых на территории ЕАЭС автомобилей.

Всё это упростит работу целого ряда специалистов и даст положительный результат во множестве различных отраслей.

Например:

  • деятельность сотрудников полиции по выявлению случаев мошенничества при реализации кредитного автотранспорта;
  • работа судебных приставов по наложению ареста на автотранспорт должников по кредитам;
  • расчет сотрудниками налоговых и таможенных органов размеров обязательных платежей за автотранспорт;
  • и многое другое.

Кроме этого, электронный вариант предусматривает наличие более полной информации об автомобиле: ремонтах, техническом обслуживании и пр.

Как оформить

Замена документов начнется с 1 июля 2018 года. Весь процесс будет происходить планомерно, по мере обращения граждан в подразделения ГИБДД. Любой автовладелец вправе обратиться с соответствующим заявлением.  В общем порядке первоначально такую процедуру пройдут приобретатели новых автомобилей.

Правительство уже утвердило максимальный размер взимаемой государственной пошлины при получении электронного ПТС. Для физических лиц он составляет 600 рублей, для фирм производителей – 250 рублей.

Выдача электронных форм ПТС автоматически делает недействительной бумажный вариант. При этом принудительная замена документа законом не предусмотрена. Бумажные бланки ПТС разрешено использовать до того, пока на них не закончится место для записи сведений о новых собственниках.

По сути, ЭПТС – это лишь внесение сведений в электронную систему. Собственник транспортного средства получает на руки лишь ограниченную выписку.

Какие сведения содержит выписка

Выписка из ЭПТС содержит незначительный объем информации о транспортном средстве (меньший чем, например, сейчас в бумажном ПТС):

  • vin авто;
  • марка, модель, категория;
  • номер двигателя и шасси;
  • цвет;
  • год выпуска;
  • марка, тип, объем и мощность двигателя;
  • экологический класс;
  • максимально разрешенная масса;
  • район регистрации.

Сразу обращает на себя внимание отсутствие данных о месяце производства автомобиля. Согласитесь, разница между выпуском в январе и декабре 2017 года существенна, однако в документе она будет фиксироваться одинаково: «год выпуска – 2017»

Кроме этого, выписка не указывает на страну-производитель транспортного средства. Хотя зачастую, при реализации владелец автомобиля зарубежной сборки запрашивает более высокую цену.

Теперь потенциальному покупателю будут недоступны данные о количестве бывших владельцев автомобиля. Их сможет узнать только собственник на основании личного запроса.

Как будет

Формирующаяся на территории ЕАЭС система функционирования электронных ПТС нацелена, в первую очередь, на защиту персональных сведений о гражданах и их собственности. Доступ к базе данных сможет иметь крайне ограниченный круг лиц. В первую очередь, это представители государственных органов и силовых структур. Кроме них, полную информацию об автомобиле сможет получить лишь его владелец на основании личного обращения.

Любой другой человек, в том числе и планирующий покупку вашей машины, такой объем данных не получит. Единственное, что он сможет узнать на основании персонального запроса – это статус электронного паспорта, или так называемый vin транспортного средства.

Предусматривается один из пяти следующих вариантов ответов на такой запрос:

  • действующий – означает, что на автомобиль оформлен ЭПТС;
  • незавершенный – означает, что ЭПТС в настоящее время оформляется, а в базу вносятся соответствующие данные;
  • аннулированный – означает, что автомобиль не растаможен либо находится за пределами страны;
  • погашенный – означает, что ЭПТС недействителен (за рубежом, как правило, такой вариант ответа свидетельствует о переоборудовании автомобиля в другую категорию);
  • утилизированный – означает, что автомобиль снят с учета и утилизирован.

Соответственно действующий статус электронного ПТС свидетельствует о «чистоте» автомобиля и легальности планируемой сделки купли-продажи.

  • Hyundai Sonata 2018 продажи в России
  • Стал известен размер индексации пенсий в 2019 году
  • Детское Евровидение в 2018 году
  • Кто поедет на Евровидение 2018 от России и других стран?

Электронный ПТС (паспорт технического средства)

Еще с 2016 года российское правительство пытается внедрить систему оформления и получения электронных ПТС (техпаспортов) на машины. Переход на электронные ПТС, по словам, министров, позволит сэкономить миллиарды рублей, что сегодня тратятся на изготовление бланков, их транспортировку, хранение и т. д.

А для владельцев плюсом станет то, что не нужно хранить целое полотно дома или в машине, да и стоимость оформления электронного ПТС обойдется им дешевле.

Электронный ПТС: что это такое?

Как и когда оформить электронную версию ПТС?

Когда появится возможность обменять старый техпаспорт на новый? Ранее писалось, что уже с 1 июля 2017 года автовладельцы транспортных средств могут это сделать. Но потом выяснилось, что это непростой процесс, поэтому его временно заморозили.

Для переоформления главного документа на машину автовладелец должен обратиться в органы ГИБДД с заявлением. Электронный паспорт ему выдадут не позже 24 часов с момента подачи заявления.

При введении замены бумажных ПТС на электронные обязательного обмена не будет. То есть, если человек хочет поменять паспорт машины, то он это делает, если не хочет, то ничего страшного, штрафовать его за это никто не будет.

Можно ли получить электронную версию ПТС сейчас? Пока что нет. Вся система сейчас находится в статусе тестового режима. Поэтому получить электронный документ можно будет предположительно с июля 2018 года.

Обязательное переоформление ПТС

Владелец авто по собственной инициативе может заменить документ на авто, а может этого и не делать. Но есть ситуации, когда замена ПТС должна быть обязательной:

  • если владелец авто потерял бумажный вариант ПТС;
  • если паспорт на авто пришел в негодность;
  • если в паспорте не осталось свободного места для внесения изменений.

Как выглядит электронный ПТС?

Поскольку паспорт электронного образца, логично, что на руках у автовладельца его не будет. Этот электронный документ хранится в единой компьютерной базе, доступ к которой будут иметь лишь должностные лица налоговой службы, правоохранительных органов и органы ГИБДД. Обязательно в электронной версии документа на авто будет указываться такая информация:

  • уникальный номер паспорта;
  • статус ПТС (незавершенный, действующий, аннулированный, погашенный, утилизированный);
  • сведения об автомобиле: идентификационный номер, присвоенный машине, категория ТС, номер двигателя (шасси, кузова), цвет кабины (прицепа, кузова), дата изготовления;
  • номер и дата свидетельства о безопасности использования авто, марка автомобиля, тип, коммерческое название, присвоенное заводом-изготовителем;
  • модификация (заполняется при необходимости);
  • наименование и адрес изготовителя ТС, его представителя;
  • экологический класс авто;
  • другие характеристики ТС (описание маркировки, габариты авто, таможенные ограничения и многое другое).

Как человеку ездить без бумажного носителя ПТС?

У многих автовладельцев возникает логичный вопрос: «Как получить электронный ПТС?». Оказывается, что после того как владелец заменит ПТС на электронный вариант, он должен получить выписку на бумажном носителе.

Для этого ему нужно будет обратиться в любое отделение ГИБДД и написать заявление на выдачу такого документа. Также можно оставить заявку на получение выписки на портале Госуслуг www.gosuslugi.ru.

Как выглядит выписка из ЭПТС?

После оформления виртуального паспорта на машину, собственнику авто выдается выписка. Она направляется на его электронную почту. Ему достаточно будет распечатать этот документ в любом месте, даже у себя дома, имея под рукой принтер. Выписка из электронного ПТС — это документ, в котором указана краткая информация об автомобиле. Но именно этот документ на бумажном носителе подтверждает право на собственность автомобилем, поскольку выдается он только автовладельцу.

Кто будет оформлять ЭПТС?

Оформлением нового паспорта на авто в 2018 гг. будут заниматься:

  • Автопроизводители, выпускающие новые автомобили. Покупатель, намеревающийся купить авто в 2018 году, сможет получить выписку об оформлении электронного ПТС у дилера.
  • Таможенные органы. Они обязательно должны заносить сведения в электронный ПТС владельца, если транспортное средство ввозится на территорию Таможенного Союза.
  • Органы ГИБДД при постановке авто на учет, при переоформлении документов, дарении, купле-продаже и других операциях, связанный с транспортным средством.

Как оформить ПТС нового образца?

Оформлять и вносить изменения в ПТС может:

  1. Автопроизводитель.
  2. Администратор системы ОАО «Электронный паспорт».

Плюсы и минусы электронного паспорта

Начнем с преимуществ виртуального документа на автомобиль:

  1. Владельцу авто не придется хранить дома ПТС на бумажном носителе, носиться с ним, переживать, что он оставил паспорт на машину дома, испортил его и т. д.
  2. Позволяет человеку сделать правильный выбор при покупке автомобиля. Если на машину оформлен электронный ПТС, то вся информация о гарантийном ремонте, таможенной чистоте, ограничениях на использование ТС будет заноситься в общую базу.
  3. Неограниченный срок действия. Это одно из главных преимуществ электронного ПТС. Документ может храниться в базе данных сколько угодно, при этом человек не рискует тем, что может его потерять, испортить, забыть и т. д.
  4. Аферисты больше не смогут подделать документы на машину.

Минусы:

  1. Трудности с покупкой-продажей автомобиля. Продавец теперь не сможет вписать покупателя в ПТС, поскольку у него нет доступа к базе данных. В этом случае сторонам придется оформлять договор купли-продажи авто.
  2. Теперь человеку, желающему проверить историю авто на портале Автокода, будет недоступна эта информация. Поэтому новые владельцы могут столкнуться с ситуацией, когда им неожиданно придет повестка в суд, если у старого владельца были какие-то проблемы с автомобилем.
  3. Существует риск взлома электронной базы данных злоумышленниками. Никто не может гарантировать, что электронный вариант ПТС не сотрется, им не завладеют мошенники.
  4. Взять автокредит в банке станет роскошью, поскольку кредит на покупку автомобиля без передачи ПТС стоит дороже, чем с передачей этого документа.

Сколько стоит переоформление электронного ПТС?

Несмотря на то что новый техпаспорт не будет выдаваться человеку на руки, так как это будет цифровой документ, все же за переоформление нужно будет заплатить:

  • 250 рублей – для автопроизводителей и организаций, которых производители уполномочили заняться оформление авто;
  • 600 рублей – для простых граждан РФ.

Для сравнения: сегодня стоимость ПТС на бумажном носителе составляет 800 рублей. Это значит, что с введением электронной версии документа, автовладельцы могут сэкономить.

Когда окончательно введут ЭПТС?

Ранее российское правительство намеревалось внести изменения касательно оформления электронных ПТС с июля 2017 года. Однако этого не произошло, потому что автопроизводители и дилеры не были готовы к этому. В итоге этот вопрос был перенесен на неопределенный срок. Отсрочку они попросили неслучайно, поскольку у многих возникли вопросы, нужно было налаживать алгоритм взаимодействия между участниками автомобильного рынка. Многие дилеры также не были технически готовы к этому нововведению.

Уже с 1 июля 2018 года автовладельцам начнут выдавать электронные ПТС. Такое постановление было принято Правительством РФ. Исполнителем по внедрению нового документа будет выступать компания «Ростех» вместе с АО «Электронный паспорт». Постановление было принято 05.10.2017 под № 1212.

Полный переход на электронные ПТС предусмотрен на июль 2018 года. При этом тем автовладельцам, у которых есть на руках действующий техпаспорт на бумажном носителе, необязательно срочно бежать и переоформлять его. Замена будет происходить постепенно. Переход на электронную версию ПТС в 2017 году не был произведен, потому что вся система еще была не доработана. В ней много неточностей, неопределенностей – от оформления импортных автомобилей до передачи прав собственности. Стоит надеяться, что в 2018 году соответствующие органы усовершенствуют эту систему и автовладельцы смогут быстро и дешево переоформить ПТС.

Видео: Об электронных ПТС

Недавно в РФ было принято решение о переходе на электронный формат оборота документов, что существенно облегчит ряд регистрационных и других процедур. Практически все владельцы автомашин уже знают, что «первой ласточкой» этого процесса станет перевод всех ПТС в странах ЕврАзЭС в цифровой вид. Если вы ещё не знаете, что такое электронный ПТС, какие преимущества он обеспечивает и как его получить, эта статья будет вам полезна.

Что такое электронный ПТС

Любой документ в настоящее время может быть представлен в цифровом виде, но если для большинства из них это означает всего лишь отсканированную либо фотокопию бумажного документа, с паспортом транспортно средства дело обстоит совсем по-другому. Электронный ПТС, или как его еще называют ЭПТС, не предполагает равноправного сосуществования со своим бумажным двойником: оформляя его, автовладелец тем самым отказывается от старого бумажного документа.

Вся информация хранится лишь в электронном виде, и доступ к ней может быть получен при использовании соответствующих технических средств. Сведения, однажды внесённые в электронную систему, будут храниться в ней в течение всего времени эксплуатации авто, постепенно накапливаясь и формируя подробную историю машины.

Вначале предполагалось, что цифровые паспорта вступят в силу с начала второго квартала 2017 года, однако по объективным причинам их ввод в текущий документооборот был отложен на год. С начала июля 2018 года все транспортные средства, производимые на автозаводах и ввозимые в страну из-за рубежа, будут получать ЭПТС, а не бумажный паспорт.

Как выглядит электронный ПТС

Де факто ЭПТС – это запись в базе данных ГИБДД, в которой содержится вся информация о транспортном средстве: технические данные, сведения обо всех владельцах и способах приобретения, авариях, ремонтах, заменах узлов и т.д. Доступ ко всем этим сведениям получает лишь текущий владелец. Все остальные заинтересованные лица могут после подачи запроса узнать лишь о статусе документа, который может быть:

  • незавершённым, т.е. находящимся в стадии оформления;
  • действующим;
  • погашенным, присваиваемым при переделке конструкции машины;
  • аннулированным, означающим, что авто отсутствует на территории стран ЕврАзЭС либо не прошло таможенные процедуры при въезде;
  • утилизированным после снятия с учёта по причине непригодности к дальнейшему использованию.

На текущий момент собственник получает на руки бумажную распечатку, в которой содержатся ограниченные данные о ТС. Доступ к полной информации могут при необходимости получить сотрудники налоговой службы, полиции, ФСО и ряда других госслужб, а также страховая компания при оформлении полиса.

Для чего вводят электронные ПТС

По сравнению с бумажным документом у электронного ПТС имеется ряд очевидных достоинств, причём как с точки зрения представителей власти, так и для владельца автомобиля.

  • Электронный паспорт ни при каких обстоятельствах не будет потерян или изношен, а значит, его не придётся восстанавливать.
  • В электронном документе хватит места для любого числа собственников машины, бумажный же паспорт приходится менять после заполнения всех граф, отведенных на информацию о новых владельцах.
  • В ЭПТС заносятся все сведения, имеющие отношение к правовому статусу ТС, его техническому состоянию, авариях и ДТП, в которых оно побывало, имеющихся страховых полисах и т.д. Фактически, при необходимости можно проследить всю историю машины.
  • Единая электронная база, в которой хранятся все ЭПТС, действует на территории всех стран, входящих в ЕврАзЭС – России, Казахстана, Белоруссии, Армении, Киргизии. Информация о любом транспорте, купленном или ввезенном на территорию одной из этих стран, становится общедоступной по мере е занесения в базу.
  • Проверив статус машины, можно отказаться от сомнительной сделки и сохранить свои средства, если авто находится в банковском залоге, под арестом, не прошло таможенную процедуру и т.д.
  • Доступ налоговых служб к ЭПТС упростит для них расчёт налоговых и таможенных выплат, которые причитаются с владельца авто.

Владельцу машины теперь не нужно будет возить с собой бумажный документ. Достаточно предъявить сотруднику ГИБДД распечатку из цифрового паспорта, чтобы он ввёл данные в систему и провёл полноценную проверку. 

Как оформить и получить электронный ПТС

В настоящее время получение электронных паспортов на машину носит добровольный характер: покупая новое авто, владелец может оформить ПТС в электронном или в бумажном виде. Такое положение продлится до июля 2018 года, когда оформление бумажных паспортов будет полностью прекращено. Оформляя электронный паспорт транспортного средства, автовладелец тем самым аннулирует действие бумажного документа.

Чтобы получить ЭПТС, достаточно написать заявление в любом ближайшем отделении ГИБДД, и уже через сутки процедура занесения паспорта на машину в электронную базу данных будет выполнена. Автовладелец имеет право получить на бумаге выписку из своего электронного паспорта, в которой указывается:

  • VIN машины или шасси;
  • название модели, марка и категория машины, а также цвет её кузова;
  • номера основных узлов – кузова, двигателя, шасси;
  • год выпуска;
  • техническая информация о силовом агрегате;
  • экокласс машины;
  • максимальная масса;
  • регистрационная территория.

Более подробные и разносторонние сведения хранятся только в электронном виде.

Переход на электронные паспорта не является обязательным для автовладельцев, уже имеющих на руках бумажный паспорт. Оба формата предполагается использовать наравне, и бумажные паспорта будут выходить из обращения исключительно по естественным причинам. 

Электронный или бумажный паспорт – что выбрать?

На данный момент у автолюбителей есть возможность выбрать один из вариантов, обычный бумажный или электронный ПТС. И большинство покупателей машин предпочитают получать именно бумажные, а не электронные паспорта. Часто это связано с тем, что большинство государственных служб и коммерческих организаций оказались неподготовленными к использованию электронных ПТС, причём в первую очередь это касается производителей и продавцов авто-мототехники. В настоящее время далеко не все из них оформляют электронные паспорта на продаваемую технику.

Не спешат переходить на электронную систему и госслужбы, в том числе те из них, кого нововведение должно касаться напрямую, т.е структуры МВД и таможенной службы. Недостаточно хорошо работает программное обеспечение для доступа к Системе электронных паспортов, а в ряде региональных отделений вообще отсутствует возможность перевода ПТС в электронный формат. К тому же, наличие на руках выписки из ЭПТС не позволяет идентифицировать владельца, так как в ней не указывается фамилия собственника. Впрочем, как показывает практика, эти проблемы так или иначе будут решены если не к самой дате всеобщего перехода на ЭПТС, то вскоре после неё.

Гораздо больше проблем для автовладельцев возникает при обращении в коммерческие структуры. Так, многие банки для оформления кредита требуют предъявить бумажный паспорт машины, и при его отсутствии процентная ставка по займу существенно повышается. Далеко не все страховые компании работают с электронными паспортами, и при оформлении ОСАГО у собственника машины могут возникнуть проблемы, несмотря на то, что «автогражданка» тоже может оформляться в электронном виде. Поэтому многие автоюристы советуют не спешить с оформлением ЭПТС, пока ещё возможно получать паспорт на машину в бумажном виде. 

Видео на тему

Паспорт транспортного средства считается основным документом на машину, содержащий данные технических характеристик транспорта, о его владельце и регистрации (постановка, снятие с учёта). А как получить электронный ПТС?

Паспорт транспортного средства нужен для регистрационных действий по отношению к автомобилю.

Этот документ позволяет:

  • упорядочить все автомобили, которые допущены к передвижению;
  • усилить борьбу, направленную на противоправные действия с транспортными средствами;
  • производить контроль ввозимого транспорта на территорию страны и определять его экологический класс.

Сегодня, каждый автовладелец имеет на своё транспортное средство бумажный паспорт с перечнем необходимой информации.

Однако, такой документ часто подвержен потере, порче или замене. Чтобы предотвратит это, было вынесено решение о замене бумажного документа на электронный.

Введено ли

В 2018 году всех автовладельцев удивило известие о замене бумажного паспорта транспортного средства на электронный документ.

Возможно, этот процесс начнёт своё начало в 2018 году. Процесс замены бумажного паспорта транспортного средства на электронный документ имеет множество недоработок и большое количество недостатков.

Оформление электронных паспортов на транспортные средства планировали оформлять в Российской Федерации в конце 2015 года.

Бумажные паспорта автомобилей должны были быть отменены с 01 июля 2018 года, т.е. должен быть осуществлен переход на электронный ПТС (подпункт а пункт 2 Решении Коллегии ЕЭК).

Замена этих документов будет производиться на добровольной основе или при продаже транспорта, утере документа и др.

На сегодняшний день ведётся обсуждение о целесообразности введения процесса замены документа, взвешивания всех «за и против».

Закон об электронных ПТС

Основанием для принятия решения о смене бумажного паспорта транспортного средства на электронный служит Постановление Евразийской Экономической Комиссии «об утверждении порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств…» от 28 октября 2015 года.

Как выглядит

Электронный паспорт транспортного средства имеет вид простой записи, введение данных с минимальной информацией об автомобиле и всех собственниках.

Полная запись, которая должна быть прописана в паспорте транспорта средства оговорена Приложением под номером 3 «Порядка Функционирования систем электронных паспортов транспортных средств…»

На руках автовладелец будет иметь распечатанный документ, являющийся выпиской с электронного реестра. В бумажном распечатанном варианте будет минимум информации, но она будет считаться основной. Остальные данные будут содержаться на электронных носителях.

Полную информацию из электронного документа смогут получить автовладельцы транспортных средств. Иные лица также смогут получить запрашиваемую информацию, предоставив идентификационный номер транспортного средства, номер шасси, номер кузова и др.

Однако, информация для иных лиц, не являющихся владельцами транспортного средства, ограничивается данными, касающихся ПТС:

  • о погашении;
  • об утилизации;
  • об аннулировании;
  • о не завершении;
  • о действии.

Паспорт автомобиля будет носить один из вышеописанных статусов. При приобретении транспортных средств, если осуществляется купля-продажа автомобиля, нужно обязательно проверить статус документа и покупать автомобиль, имеющий статус ПТС «действующий». Иные формулировки считаются проблемными в плане покупки транспортных средств.

Другие сведения электронного паспорта автомобиля третьим лицам будут недоступны. Возможно, лицо, не имеющее отношение к определённой машине, не сможет узнать, кто является её собственником.

Стоит отметить, что покупатель транспортного средства в целях обеспечения безопасности сделки может подать соответствующий запрос. Но такая операция обойдётся гражданину в кругленькую сумму.

Для передачи запроса, покупатель должен быть членом системы электронных документов. В этом случае, покупатель получит установленные администраторами этой системы сведения со своими условиями и оплатой.

[link] Какой штраф за несвоевременное внесение изменений в ПТС для юридических лиц, показано в статье: штраф за несвоевременное внесение изменений в ПТС.

Сколько стоит замена ПТС в 2018 году, читайте здесь.[/link]

Где и как оформить

Замена документа транспортного средства с бумажного на электронный будет происходить на добровольной основе.

Замена регулируется Постановлением Евразийской Экономической Комиссии пп г пункта 2. Процесс замены документа производится посредством оформления определённого заявления от лица владельца транспортного средства.

Выписка в своём роде будет являться аналогом ПТС в бумажном виде. Однако, информация в выписке будет значительно ограничена, в отличие от данных, содержащихся в электронном носителе.

Старые бумажные документы могут быть использованы до момента невозможности проставлять в них новые записи о регистрации или иных изменениях.

Однако, стоит понимать, что один собственник транспортного средства должен иметь один паспорт и не важно в каком виде — электронном или бумажном. Два вида документа у владельца автомобиля быть не должно.

Первые электронные паспорта транспортных средств будут оформлены в отношении автомобилей, которые только что сошли с конвейера.

Первые будут производить замену уже действующих бумажных документов, а также ввезённых через таможню автомобилей.

Полная версия паспорта транспортного средства будет доступна только налоговой инспекции и правоохранительным органам.

На сегодняшний день законопроект не доработан. Налоговые акты по отношению к обмену паспорта транспортного средства не вступили в силу, поэтому о размере государственной пошлины за замену документа говорить не приходится.

Изначально, размер этой оплаты в ГИБДД должен был составлять 800 рублей.

В чём достоинства и недостатки

Минусами электронного паспорта транспортного средства можно считать:

  • недостаточность информации, предоставленной в выписке электронного документа.

На сегодняшний день, месяц производства приблизительно определялся по дате выдаче бумажного документа транспортного средства, а при обмене, этот факт установить не удастся.

  • отсутствие информации о настоящем и предыдущих собственниках транспортного средства;
  • небезопасность электронных носителей.

В связи с введением электронной базы паспортов транспорта, имеют место риски о взломе реестров таких документов.

Однако, эксперты готовы развеять сомнения по поводу обеспечения безопасности информации по транспортному средству и его владельцу.

Преимуществами электронного паспорта транспортного средства считаются:

  • отсутствие ограничений на данные, которые будут вноситься в документ;
  • бессрочность электронного паспорта автомобиля.

Электронный документ не подлежит замене, утрате и порче. Действие такого паспорта не ограниченного никакими сроками.

Из вышеуказанного следует, что законодательство четко регулирует порядок оформления электронного ПТС.

[link] Сколько места в ПТС для владельцев, объясняется в статье: сколько мест в ПТС.

Расшифровку УВЭОС в ПТС смотрите на странице.

Сколько стоит восстановить ПТС на машину при краже, узнайте из этой информации.[/link]

Видео: Электронный ПТС с 1 июля 2018 года

115326, Москва, улица Пятницкая, 25

107076, Москва, улица Краснобогатырская, 44

Телефон / факс: (495) 648-07-92, 964-08-01

Коммерческая дирекция: (495) 748-13-90

Развитие сети: (495) 748-35-96

Обращение в Компанию

Отдел рекламы: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Отдел планирования: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оперативный продюсер: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сайт: Мария Чегляева

Радио «Мир»: Елена Коритич

PR: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

C 1 июля в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) в целом и в России в частности, должна была прекратиться выдача привычных синих бумажек на новые автомобили, но с учетом неравномерной готовности стран ЕАЭС окончательный переход на электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС) отложили на полтора года. Тем не менее, новая электронная система все-таки заработала, и первые документы в ней уже начинают появляться, хотя и бумаги остались в ходу.

Корреспондент Autonews.ru побывал в офисе администратора системы АО «Электронный паспорт», увидел, как выглядит новый документ, и поговорил с гендиректором компании Ильей Минкиным о том, зачем понадобилось переходить на электронный документ, когда состоится полноценная замена и что делать владельцам старых машин, а также людям, не имеющим доступа в сеть.

— Зачем вообще понадобился электронный паспорт, какую он несет выгоду для государства и автомобилистов? Наконец, как все это работает?

— Существует несколько мотивов. Основной содержится в межправительственном соглашении стран ЕАЭС — обеспечение свободного обращения транспортных средств на территории союза.

Но потребителю более близки и понятны другие мотивы. Во-первых, в век информационных технологий бумажки, которые нужно выписывать и хранить, являются атавизмом. Во-вторых, бумажный ПТС имеет ограниченные возможности, а с электронным ПТС этих ограничений нет. Бумажный паспорт содержит 21 поле, в электронном — от 90 до 150 полей. Электронный ПТС включает все индентифицирующие признаки машины: номера, характеристики, комплектацию, дополнительное оборудование, то есть это полное описание.

Есть также ряд технологических вопросов, которые упрощает электронный ПТС. Например, электронный паспорт может быть не только действующим, но и незавершенным, аннулированным, погашенным, и утилизированным. Некоторые статусы можно менять, некоторые не имеют обратного хода. В бумаге вносить изменения сложно. И если сейчас ПТС годами хранят в сейфах, то вскоре вся история будет в системе с моментальным доступом по запросу.

— А что с залоговыми и кредитными автомобилями?

Сегодня ПТС достаточно часто отдают в залог банку, но при желании мошенник может сделать дубликат, чтобы продать залоговую машину, тем самым создав массу проблем новому покупателю. Есть и другие варианты манипуляций с бумажным ПТС. Например, вариант «потери» ПТС у машины с большим количеством собственников, когда перед продажей получают пустой дубликат и все выглядит, как будто у машины был один владелец. В ГАИ все эти данные есть, но потребителю на рынке они недоступны. В системе электронных паспортов данные невозможно стереть или изменить, там аккумулируются все сведения, и покупателю на вторичном рынке сразу будет видно, что это за машина. Та же история с лизингом, использованием в качестве такси, фактами ДТП — ЭПТС все это аккумулирует, формируя прозрачную историю автомобиля.

— Кто помимо ГИБДД сможет вносить данные, например, о залогах, ДТП или пробеге? Кто вообще имеет доступ к системе, и возможны ли злоупотребления?

Внесение данных будет идти постепенно на протяжении всей жизни автомобиля. Первичную информацию вносит организация-изготовитель, либо импортер или испытательная лаборатория, если речь идет о ввозе единичных ТС из-за границы. Дальше госорганы начинают внесение административных сведений, например, об уплате утилизационного сбора. Следом появляются сведения о собственнике. Первым, в большинстве случаев, будет организация, которая оформляла паспорт, далее цепочку начнут дополнять дилеры. Кстати, внесение данных о собственнике будет производиться на добровольной основе, в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных».

Вся система по смене собственника выстраивается по принципу двух согласий, как это сегодня происходит в бумажном ПТС. Разница в том, что электронная система не позволяет покупателю ничего сделать, пока прежний владелец не даст ему доступ. Если я хочу продать вам машину, я должен в системе найти вас, найти свой автомобиль и соединить эту историю. Вы, получив уведомление, должны прислать подтверждение, и тогда информация попадет в систему. С этого момента права прежнего собственника будут утрачены. И это, кстати, позволит избежать обременений в отношении прежнего собственника, поскольку момент смены владельца фиксируется с точностью до минуты.

— Как технически будет продаваться автомобиль? Нужно искать специальный терминал или пользоваться госуслугами?

— Предусматривается минимум три варианта. Первый — при наличии электронной подписи, которой подтверждаются операции в системе. Вторая схема — идентификация собственника через портал госуслуг, на котором также можно будет получить доступ к совершению действий внутри системы. Третий вариант, когда у автовладельца нет электронной подписи или интернета, ему придется идти в МФЦ, где по аналогии с комиссионными магазинами симпатичная девушка проведет все нужные операции.

— То есть комиссионные магазины больше не нужны, а люди гарантированно совершают сделки через госуслуги и расходятся?

— Тут есть один важный нюанс. Сейчас мы, как администратор системы, занимаемся обработкой информации, но не вопросами передачи денег и заключения договора, эти вопросы покупатель и продавец решают сами.

Но будет и следующий шаг. Мы прорабатываем с банками систему смарт-договоров, когда банк и мы будем работать в связке, и тогда ваша сделка будет полностью сопровождаться наиболее безопасным образом. Вы заключите электронный договор в системе, деньги автоматически переведутся, и сделка не будет закрыта, пока этого не случится.

— Возможен ли вариант мошенничества с преднамеренным искажением данных? Например, убрать сведения о ДТП или подкорректировать пробег?

— Портал госуслуг — хорошо защищенная структура, и если мы говорим о переходе прав собственности, то здесь таких вопросов быть не может. Чтобы обмануть систему, придется совершить серию действий: получить доступ к учетной записи, что непросто, создать липовый договор, с которым потом прийти в ГАИ — вся эта схема легко вычисляется. В любом случае, собственники всегда получают уведомления, когда что-то происходит с их электронным ПТС, и у них есть возможность оперативно предпринять необходимые действия.

Если же речь о желании почистить историю машины, такой возможности нет ни у кого. Все система устроена по принципу накопления, когда информация только добавляется. Если был техосмотр, он останется там навсегда. Точно так же система предусматривает сбор информации о пробеге на протяжении всей истории автомобиля. И если кто-то скрутит спидометр, то в электронном паспорте это обязательно будет заметно. То есть в истории машины сперва будет 100, 200, 500 тыс. км, а потом вдруг снова 100 тыс. — это очевидный подлог.

Система будет предлагать вносить пробег при любых действиях, при любом занесении информации в электронный ПТС. Конечно, это необязательно делать, поскольку обязательность должна быть установлена законом. Но мы исходим из того, что если машина прозрачна, то покупатель на рынке будет ее дороже ценить, и это стимул все-таки вписывать и пробеги, и все события.

— Как электронный паспорт выглядит с точки зрения автомобилиста? Это отдельная карточка, просто номер или строчка в свидетельстве о регистрации?

— У электронного паспорта нет какого-то носителя, ни карточки, ни чего-то другого. Это электронный документ в электронной базе данных. Он имеет 15-значный номер. Этот номер указывается в договоре купли-продажи.

Когда вы придете в ГАИ, вас не будут спрашивать, что у вас на руках. Инспектор в первую очередь в своей системе будет запрашивать электронный ПТС по VIN вашего автомобиля. Если в системе не существует электронный ПТС, тогда он попросит бумажный ПТС. А если вы дадите какую-то копию бумажного ПТС, но в системе есть электронный, то эта бумага будет недействительной и регистрация будет проходить исключительно с использованием электронного паспорта.

Кстати, для спокойствия автовладельцев у нас существует два дополнительных сервиса. Есть такое понятие как выписка из электронного ПТС — распечатка, которая по содержанию напоминает бумажный ПТС, но не является юридически значимым документом. Те, кто привык к бумажке, может ее распечатать для себя.

А те, кто хочет проверить, есть ли у машины электронный ПТС, могут по номеру ЭПТС или по VIN-номеру зайти на наш портал и удостовериться, что такой паспорт действительно существует, а не выдуман продавцом.

— Электронные ПТС будут введены во всех странах ЕАЭС? То есть у любой машины в Армении будет такой же документ, и его можно будет проверить?

— В принципе система будет одна, и электронные паспорта будут иметь хождение во всех стран ЕАЭС. Но небольшие отличия будут. Так в номере ЭПТС будет заложен код государства. Есть различные национальные законодательные особенности, которые нужно учитывать. Допустим, мы покупаем машину в Казахстане. Паспорт будет действителен, но надо уплатить утилизационный сбор, в данном случае российский, получить соответствующую отметку, и только после этого проводить регистрационные действия в России.

— Когда появятся первые электронные ПТС, и почему пришлось продлить сроки переходного периода?

— В России система готова и постепенно запускается уже сейчас, в ближайшие дни ждем первые машины с электронными паспортами. Заводы сами принимают решение: сегодня мы начинаем оформлять электронные ПТС с таким-то одобрением типа ТС, завтра с другим. Вплоть до окончания переходного периода завод сам решает, до какого времени выдавать бумагу. Нельзя выдавать на одну машину и то, и другое одновременно. А мы координируем переход с ГАИ, заранее уведомляя, машины какого производителя будут приходить с электронными паспортами.

Переходный период был задуман с самого начала, потому что он нужен для бизнеса, которому требуется настроить свои процессы от сертификации до реализации ТС без остановки производства. У нас более 1500 крупных и мелких предприятий, и, как мы наблюдали, к весне 2018 г. далеко не все успели подготовиться к переходу на электронные паспорта.

Отсрочка связана с тем, что не все государства члены ЕАЭС завершили разработку национального законодательства по этим вопросам. Казахстан и Белоруссия обратились с просьбой продлить переходный период до 1 ноября 2019 года. К этому времени большая часть стран ЕАЭС не только справятся с задачей, но и обеспечат реализацию переходного периода для всех участников.

Параллельно в рамках переходного периода мы решаем и серьезные технические проблемы, например, с написанием марок и моделей. Кажется, что можно составить единый справочник, но постоянно появляются новые названия, а прочтение документа везде должно быть однозначным и понятным. Есть тема цветов кузова, где много вариаций и странных названий. У нас в системе предусмотрено два поля: в первом только семь цветов радуги, во втором производитель может написать что угодно. В итоге любой инспектор, прочитав одну или две строчки, точно поймет, что имеется ввиду.

— Допустим, производитель решил продавать такую-то модель с ЭПТС. Человек пришел к дилеру, заплатил деньги и не получил никакой бумаги?

— Он получит главную бумагу, которая удостоверяет право собственности — договор купли-продажи. Кроме того, покупателю будет предоставлена выписка из электронного ПТС. Первое время она будет нужна для оформления полиса ОСАГО, а в ГАИ эта бумажка вам не нужна.

— Как продавать автомобили с бумажными ПТС на вторичном рынке, можно ли оформить электронный паспорт на старую машину?

— Если вы не хотите ничего менять, то ничего не изменится. Вы продаете точно так же, как сегодня, то есть подписываете договор, передаете покупателю ПТС, и он едет оформляться в ГАИ.

Но при желании собственник может оформить электронный паспорт вместо бумажного, для этого обратившись в уполномоченные организации, которые создаются на базе операторов техосмотра.

Почему к ним? Эти компании в состоянии квалифицировано идентифицировать автомобиль, и их много по всей стране. Была задача не создать очередей. Понятно, что к техосмотру есть претензии, но мы реализуем механизмы, которые не позволят мошенничать. Механизмы просты: по каждой ранее зарегистрированной машине будет автоматически отправляться запрос в ГАИ на подтверждение того, что она легальна. Если что-то не так, то в оформлении электронного ПТС будет отказано. И мы в договорах с этими компаниями подписываем обязанность с их стороны в таких случаях обращаться в компетентные органы.

— Какие еще сведения будут попадать в электронный ПТС? Техобслуживание, страховки, аварии…

— Это все может попадать. Главное, построить систему, при которой это будет интересно участникам рынка и достоверно. Самый интересный момент — техобслуживание и ремонт. Сейчас мы начинаем работать с дилерами, и они заинтересованы, потому что им выгоднее продавать машины с прозрачной историей. В то же время важно, чтобы вносимая информация была достоверной. Поэтому пока не работаем с обычными автосервисами и с частными мастерами не будем вступать в отношения. Но ищем контакты с объединениями, которые могут дать какие-то гарантии. Поставщик информации должен быть готов ответить за ее достоверность, потому что «липовая» печать может подтащить за собой уголовное дело.

На обеспечение гарантий направлен и приказ Минпромторга: для получения полномочий в системе электронных паспортов организации должны иметь страховой полис на 20 млн рублей. Поскольку, если выяснится, что действием данной организации причинен ущерб, то должен быть ресурс для компенсации.

— АО «Электронный паспорт» работает под крылом Ростеха, но это коммерческая организация. Каковы источники дохода?

— Система электронных паспортов — это пример государственно-частного партнерства. Для государства это выгодно, поскольку на создание системы не израсходовано ни рубля бюджетных денег. Компенсировать расходы на создание системы планируется в ходе ее работы. Причем это будет выгоднее и для всех участников, в том числе, автовладельцев.

Так, получение электронного паспорта транспортного средства взамен бумажного дешевле — 600 руб. (в то время как замена бумажного ПТС сейчас стоит 800 руб., но уже разработан законопроект об увеличении стоимости до 1500 рублей). При регистрации в ГАИ внесение изменений в электронный ПТС пошлиной не облагается, в то время как в случае с бумажным ПТС придется заплатить 350 рублей.

Организации-изготовители будут платить за каждый паспорт 250 руб., но сегодня их затраты на бумажные ПТС как минимум не ниже.

Кроме того мы создаем дополнительные сервисы. Например, банковское сообщество сейчас платит 600 руб. за постановку залога, 600 руб. — за его снятие. Мы предлагаем услугу за 500 рублей. Подобная же история с лизингом.

Для собственников тоже готовим дополнительные платные сервисы. Например, историческая справка по автомобилю. Будут разные предложения с разным объемом данных. Кто-то будет готов оплатить 200, 500 или 1000 руб. — каждый выберет то, что ему нужно. Но если человеку не нужны дополнительные сервисы, то ни за что платить не придется. Например, собственник имеет полный доступ к своему паспорту бесплатно, и также бесплатно он может ознакомить с ним потенциального покупателя. Таким образом, мы уверены, что электронный паспорт будет удобен для всех категорий пользователей.

Линия юридической защиты не может быть построена без анализа обстоятельств, документов и судебной практики. Поэтому, если вы хотите решить свои проблемы, запишитесь к нам на консультацию.
Наш специалист свяжется с Вами в течение 15 минут.